на главную страницу

За зарплатой - в банкомат?

Разъяснение о порядке выплаты заработной платы

 Иркутский областной комитет Профсоюза работников образования в связи с выявленным во время проведения общероссийской тематической проверки по соблюдению трудового законодательства факта принуждения работников к изменению порядка выплаты заработной платы, т.е. с использованием международных банковских карт, а также в связи с многочисленными обращениями работников, считает необходимым разъяснить следующее.
 Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы (ст.2 ТК РФ).
 В связи с чем, Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность работодателя по выплате в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст.22 ТК РФ).
 Эта обязанность работодателя корреспондируется с установленным ст.21 ТК РФ правом работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы.
 Из сказанного выше следует, что указанные взаимные права и обязанности возникают между сторонами трудовых отношений, т.е. работником и работодателем (ст.20 ТК РФ).
 В соответствии со ст.56 Закона РФ «Об образовании» для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение. Именно оно несет ответственность за соблюдение требований трудового законодательства, в т.ч., в части выплаты заработной платы.
Так, ст. 136 ТК РФ определяет порядок, место и сроки выплаты заработной платы.
Итак, порядок: обязанность работодателя известить каждого работника в письменной форме:
- о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
- о размерах и основаниях произведенных удержаний в соответствии со ст. 137 ТК РФ;
- об общей денежной сумме, подлежащей оплате.

 Эта обязанность реализуется через выдачу работнику расчетного листка, форма которого имеет статус локального нормативного акта, утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (утверждается приказом или может являться приложением к коллективному договору).
 Место: заработная плата выплачивается а) в месте выполнения работником работы, б)либо по заявлению работника перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором, трудовым договором.
 Из этого следует, что работник вправе сам, лично, выбрать банк, открыть в нем счет и просить работодателя о перечислении на него заработной платы. Так же работник вправе в любое время отказаться от перечисления и требовать выплаты заработной платы по месту работы. Условия перечисления должны быть определены в трудовом договоре или в коллективном договоре.
 Таким образом, если ни в трудовом договоре, ни в коллективном договоре не оговорены условия перечисления заработной платы на счет в банке, нет письменного заявления работника, работодатель не имеет права по своему усмотрению, в одностороннем порядке изменять место, форму выплаты заработной платы. В противном случае будет иметь место нарушение ст. 8 ТК РФ, согласно которой работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции и в полном соответствии с трудовыми законодательством.
 Сроки: обязанность работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Это означает, что в указанных выше локальных нормативных актах, трудовом договоре должны быть установленные конкретные даты, например, 3 и 18 числа каждого месяца.
 Таким образом, вопросы выплаты заработной платы находятся в компетенции образовательного учреждения. Законодатель не дает права органам управления образованием брать на себя функции работодателя, их компетенция определена Законом РФ «Об образовании». Так, согласно п.4 ст.37 Закона РФ «Об образовании» деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов. Тогда как, согласно ст.32 этого же Закона, к компетенции образовательного учреждения относится, в частности, установление штатного расписания в пределах выделенных средств, распределение должностных обязанностей, установление заработной платы работников образовательного учреждения, в т.ч. надбавок, доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования; разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, в т.ч. установление места и сроков выплаты заработной платы.
 В п. 3 ст.32 Закона прямо указано на то, что именно образовательное учреждение несет ответственность за нарушение прав работников, в т.ч. права на выплату заработной платы в установленном законом порядке.
 Ответственность образовательного учреждения как работодателя установлена также в ст.236 ТК РФ: обязанность выплатить денежную компенсацию при нарушении им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику.
 Более того, в ст.4 ТК РФ законодатель четко указывает на то, что нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере приравнивается к принудительному труду, который запрещен.
 Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение трудового законодательства - наложение административного штрафа в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27).
 Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что действующим трудовым законодательством не предусмотрен обязательный, беспрекословный перевод выплаты заработной платы с использованием международных банковских карт. Это индивидуальное волеизъявление каждого работника, либо установить такую форму выплаты заработной платы в коллективном договоре, который распространяется на всех работников.
 Если работники и работодатель в коллективном договоре, трудовом договоре пришли к соглашению о перечислении заработной платы на счета в определенном ими банке, изменить это условие возможно только по соглашению сторон, т.е. работников и работодателя.
 Бюджетный кодекс РФ также не предусматривает права распорядителей бюджетов по своему усмотрению изменять порядок финансирования образовательного учреждения на оплату труда. Статья 70 БК РФ содержит перечень расходов, на которые учреждение может направить выделенные бюджетные средства. Это: оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
 Как видим из статьи, расходование выделенных средств на оплату труда – прерогатива образовательного учреждения. Это самостоятельный вид расходов, который не тождественен с расходами по оплате товаров, работ, услуг, приобретению которых предшествует процедура заключения государственных или муниципальных контрактов – не одно и то же.
Выплата заработной платы (в т.ч. место выплаты) регулируется трудовым законодательством, под действие ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не подпадает. Указанный выше закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд. Выплата заработной платы – не нужды образовательного учреждения, а исполнение установленной федеральным законом обязанности перед работниками, реализующими свое конституционное право на труд.
 Более того, из п.2 ст.1 указанного выше закона следует, что государственный контракт заключается в том случае, если стоимость товаров, работ, услуг превышает установленный Центральным Банком РФ размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке.
 Образно говоря, необходимо образовательному учреждению приобрести скрепки на сумму, превышающую 60 тысяч рублей, - проводятся установленные законом действия по заключению государственного или муниципального контракта на поставку скрепок. То же самое относится к услуге, т.е. осуществление в интересах образовательного учреждения (не работника) действий.
 Необходимо соблюдать требования трудового законодательства, изменять порядок выплаты заработной платы - только с согласия работников.

Федосеева В.Г., гл.специалист обкома Профсоюза

 
Hosted by uCoz