на главную страницу
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА
РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 сентября 2008 г., № 17

 О законодательных инициативах по изменению статьи 55 Закона РФ «Об образовании» в части установления мер социальной поддержки педагогических работников в сельской местности

 Заслушав информацию о законодательных инициативах по изменению статьи 55 Закона РФ «Об образовании» в части установления мер социальной поддержки педагогических работников в сельской местности, Президиум ЦК Профсоюза отмечает.
 Законодательным собранием Пензенской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11 апреля 2008 г. внесен в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (проект федерального закона № 44966-5 «О внесении изменения в статью 55 Закона РФ «Об образовании» (в части установления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Законопроект был направлен в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ для подготовки отзывов, предложений и замечаний. Комитет Государственной Думы по образованию и науке с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний должен подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в ноябре 2008 г.
 Законодательное собрание Пензенской области предлагает изложить абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» в новой редакции, предусматривающей, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в пределах региональных стандартов, используемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
 В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (как правило, социально незащищенные слои населения с низким уровнем доходов).
 Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ.
 Таким образом, по сути предлагается введение порядка нормирования при предоставлении льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам на селе, который ограничивает установленное в настоящее время федеральным законом право как федеральную меру социальной поддержки и неоднократно признан высшей судебной инстанцией - Верховным Судом РФ незаконным. Причем нормативы будут различаться как по субъектам РФ, так и на уровне муниципальных образований в одном субъекте РФ, что также будет свидетельствовать об ущемлении прав и ухудшении положения этой категории работников.
 Следовательно, концептуально указанный законопроект направлен на установление ограничений в реализации этого права, вводя механизм нормирования при предоставлении льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам на селе в форме применения соответствующих региональных стандартов.
 Кроме того, с законодательной инициативой по внесению изменений в отдельные законодательные акты в части установления мер социальной поддержки педагогических работников выступил член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Новиков, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Красноярского края (проект федерального закона № 85512-5), который предлагает законодательно передать полномочия по установлению мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилищно-коммунальных услуг, полностью на уровень субъектов РФ, т.е. в очередной раз предлагается фактически отменить на федеральном уровне существующую гарантийную норму в форме конкретной льготы в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
 Эта и другие законодательные инициативы по данному вопросу от органов государственной власти ряда субъектов РФ (Государственная Дума Ставропольского края - проект федерального закона № 60313-5, Государственный Совет Удмуртской Республики - проект федерального закона № 83072-5) рассматривались на заседании Комитета Государственной Думы по образованию 4 сентября 2008 г. и также будут вынесены на заседание Государственной Думы в ноябре 2008 г.
 Президиум ЦК Профсоюза вновь с особой тревогой и серьезной озабоченностью воспринимает эти законодательные инициативы в череде уже отклоненных в 2007 году аналогичных законодательных инициатив субъектов Российской Федерации (Воронежская областная Дума и Рязанская областная Дума), так как в конечном итоге существенный пересмотр закрепленной в федеральном законе льготы для педагогических работников в сельской местности, обеспечивающей прежде всего решение кадровых и социальных проблем на селе, а также законодательно фиксирующей социально-профессиональный статус сельского учителя и других категорий педагогических работников на селе, может повлечь за собой ухудшение положения педагогических работников и поставить под угрозу дальнейшее развитие системы образования на этом уровне.
 Кроме того, следует учитывать, что на уровне высших судебных инстанций (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ) неоднократно подтвержден статус этой льготы как федеральной меры социальной поддержки, которая должна предоставляться без ограничений, в том числе в виде социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.
 Проблемы, связанные с предоставлением указанных льгот, сохраняют свою социальную важность и актуальность, в особенности на фоне имеющихся региональных экономических особенностей и специфики, а также судебной практики по разрешению споров в указанной сфере.
 Президиум ЦК Профсоюза констатирует, что в настоящее время на основе действующего законодательства имеются все необходимые правовые основания для обеспечения сохранения, а также судебной и иной защиты действовавшего до 1 января 2005 года в полном объеме порядка предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. сложившегося определенного социального стандарта, который не может быть снижен и ухудшен.
 
 В связи с вышеизложенным Президиум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 1. Считать необходимым продолжить осуществление активной деятельности по обеспечению соблюдения и защите социально-трудовых прав педагогических работников в сельской местности в различных формах, для чего территориальным организациям Профсоюза:
 1.1. Провести работу с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по разъяснению позиции Профсоюза о необходимости сохранения в федеральном законодательстве гарантий реализации права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе добиваясь отрицательных отзывов на законодательные инициативы, направленные на изменение сложившегося порядка предоставления этих льгот.
 1.2. Провести аналогичную разъяснительную и агитационную работу с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющими субъекты Российской Федерации, а также с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с целью недопущения ухудшения положения педагогических работников в сельской местности по сравнению с действующим федеральным законодательством.
 1.3. Представить оперативно в ЦК Профсоюза информацию об отзывах, предложениях и замечаниях, направленных законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по соответствующим проектам федеральных законов в Государственную Думу.
 2. Президиуму ЦК Профсоюза принять участие в рассмотрении проектов федеральных законов, внесенных Законодательным собранием Пензенской области и другими субъектами законодательной инициативы, на всех этапах их обсуждения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
 3. Предложить территориальным организациям незамедлительно организовать направление обращений и телеграмм от коллективов образовательных учреждений, педагогических работников, профсоюзных организаций в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Президенту Российской Федерации с выражением отношения к данным законодательным инициативам.
 4. В случае необходимости призвать территориальные и первичные профсоюзные организации, членов Профсоюза принять активное участие в согласованных коллективных действиях по сохранению и защите права педагогических работников на жилищно-коммунальные льготы в сельской местности как федеральной меры социальной поддержки.
 5. Направить настоящее постановление Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, председателю Комитета Государственной Думы по образованию и науке Г.А. Балыхину.
 6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
 
 Председатель Профсоюза
 Г.И. Меркулова

 
Hosted by uCoz