1. Участие Профсоюза в реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).
Уже сам факт появления такого общенационального проекта свидетельствует о принципиальной и настойчивой позиции отраслевого Профсоюза, которую он обозначил перед Президентом, Правительством, Федеральным Собранием – высшими лицами и органами государственными власти России, в отношении сложившегося в последние годы далеко неблагополучного социально-экономического положения российского образования, его главных субъектов – педагога и учащегося.С момента разработки самой идеи, создания нормативно-правовых механизмов и до реализации проекта, в этой работе принимают участие специалисты ЦК Профсоюза, областного комитета, многие руководители территориальных организаций Профсоюза. Так, например, председатель Иркутской областной организации Профсоюза вошёл в состав специальной Рабочей группы, созданной при губернаторе области; эксперты областного комитета Профсоюза участвовали в конкурсном отборе «Лучших школ» и «Лучших учителей» области. Представители Профсоюза не просто оценивали инновационные возможности образовательных учреждений и творческие способности лучших учителей, а выполняли роль общественных наблюдателей, отслеживающих точное соблюдение порядка проведения конкурсных отборов, объективный подход к формированию итоговых оценок, полученных участниками проекта.
Благодаря настойчивому участию Профсоюза во взаимодействии всех заинтересованных в реализации ПНПО сторон был расширен перечень типов и видов образовательных учреждений, получивших право на дополнительное вознаграждение за классное руководство. В результате этой работы указанное вознаграждение дополнительно получило около 59 тысяч учителей вечерних, коррекционных школ, кадетских корпусов, образовательных центров и др., а также были обеспечены равные права городских и сельских учителей на вознаграждение путём учёта различий в наполняемости классов в городах и сельской местности.
Профсоюз активно включился в реализацию направления ПНПО, предусматривающего выделение грантов талантливой молодёжи. Всероссийский профсоюзный конкурс «Студенческий лидер» внесён в общероссийский перечень конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии в номинации «Социально значимая и общественная деятельность».
На очередном этапе реализации ПНПО в 2007 г. областная организация Профсоюза вновь принимает непосредственное участие в работе, связанной с разработкой пакета документов по модернизации региональной системы образования и введения региональной отраслевой системы оплаты труда.
Работая в рамках ПНПО наш отраслевой Профсоюз продолжает настаивать на распространении приоритетного национального проекта «Образование» на дошкольные учреждение, а именно:
выделении грантов по сто тысяч рублей пяти тысячам лучших воспитателей;
введении государственной поддержки 1500 дошкольных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы – по 1 млн.рублей каждому;
установлении доплаты за работу с родителями по 1000 рублей;
восстановлении для заведующих дошкольными образовательными учреждениями и их заместителей права на досрочное назначение трудовой пенсии;
снижении нормы педагогической работы за ставку заработной платы с 36 часов в неделю до 30 и на увеличении отпуска до 56 дней.
Единого мнения оценки ПНПО в образовательном сообществе нет.
Министр образования утверждает, что «благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» за последний год улучшилось качество образования в школах и вузах, в обществе существенно изменилось отношение к учителю, педагоги стали чувствовать себя более уверенно». По мнению сотрудников Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики, «в регионах везде заметны системные результаты реализации ПНПО: становится престижным быть лучшим, формируются новые модели сетевого взаимодействия школ».
Действительно, реализация ПНПО свидетельствует: у школы, педагогических работников есть потенциал, желание выйти на новый, более высокий уровень организации образовательного и воспитательного процесса, профессионального мастерства, но при наличии необходимых условий: современного оснащения учебным и техническим оборудованием, достойных и современных условий труда для учителя.
Вместе с тем, проведенные Профсоюзом в 2007 г. социологические опросы свидетельствуют об ином: 66% учителей, получивших гранты в 100 тысяч рублей отметили, что живут от зарплаты до зарплаты, 10% считают себя крайне бедными; 15% учителей до победы в конкурсе хотели уволиться с работы, 9% это желание сохранили, даже получив грант. Причина все та же – низкая заработная плата. Есть мнение независимых экспертов и о том, что финансовые вливания в рамках ПНПО не привнесли качественных изменений в систему образования и в положение учительства; денег в школе больше не стало.
Поддерживая реализацию национального проекта, Профсоюз считает, что внедрение ПНПО не является решением проблем образования в целом, а точечные меры, принимаемые государством, не имеют долгосрочной перспективы. Подтверждением последнему является следующее.
Анализ принятого Федерального Закона о бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г. свидетельствует о том, что в последующие три года ожидается увеличение расходов на образование, но лишь в абсолютных размерах: 277,9 млрд. руб. в 2007 г., 311,7 млрд. руб. в 2008, 323,7 млрд. руб. в 2009 и 349,3 млрд. руб. в 2010 г.
Вместе с тем, при общем росте расходной части бюджета на 48,1% расходы на образование вырастут за три года суммарно на 22,7%. Более низкие темпы прироста расходов на образование в сравнении с увеличением всей расходной части бюджета во многом объясняется ничем иным, как поэтапным сокращением федерального финансирования мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»: если в 2007 г. расходы на реализацию ПНПО составят 52,8 млрд. руб., то уже в 2008 г. они сократятся до 42,8 млрд., а в 2010 г. составят лишь 1 млрд. руб. С 2009 г. ожидается полное прекращение федерального финансирования инновационных образовательных программ, финансирование расходов на дополнительное вознаграждение за классное руководство предполагается с 2010 г. полностью передать регионам.
Акценты всё более сдвигаются в сторону регионов. А это значит, что в части финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений профсоюзным организациям предстоит ещё более плотно и эффективно работать с региональными и муниципальными органами власти и управления.
2. Оплата труда.
Уровень жизни работников образования продолжает оставаться одним из самых низких среди работников других отраслей экономики. Даже при том, что заработная плата работников образования была дважды проиндексирована в 2006 г. (суммарно на 26%), пошли дополнительные выплаты за классное руководство, по данным органов статистики в мае текущего года средняя заработная плата работников образования Иркутской области составила 9183 руб. или 67,1% средней заработной платы работников крупных и средних предприятий области. Ниже этого уровня остаются только работники сельского хозяйства, гостиниц и ресторанов, торговли и организаций сферы оказания социальных услуг. Ниже прожиточного уровня остаётся заработная плата большинства работников из числа обслуживающего персонала, на уровне или чуть выше – у некоторых педагогических работников, молодых специалистов.
Учитывая развитие процессов в экономике и обществе, Профсоюз стремился выработать адекватные времени действия в борьбе за достойную заработную плату членов Профсоюза. Если вспомнить о намерениях Правительства РФ проиндексировать заработную плату в несколько этапов по 4-6% и не более чем на 15% в целом по году, у работников образования, членов Профсоюза не должно быть и тени сомнения в той роли, которую играл, играет сегодня общероссийский Профсоюз образования, например, отстаивая права на достойную заработную плату в стенах Дома Правительства России, где проходят заседания Российской трёхсторонней комиссии.
Едва заметная для глаз переговорная работа Профсоюза имела продолжение в процессе выработки Единых рекомендаций по оплате труда, обязательных (по общим правилам) для всех регионов России. Она продолжалась и на местах, в том числе и в Иркутской области, где для того, чтобы индексация заработной платы была проведена ровно в срок и в полном объёме, Профсоюзу не единожды пришлось обращаться то к губернатору, то к депутатам Законодательного Собрания области, а то и к главам органов местного самоуправления. Уместно вспомнить и ноябрьский 2006 г. пикет представителей работников бюджетных отраслей у Серого дома, требующих от депутатов Заксобрания предусмотреть в основном финансовом законе «О бюджете Иркутской области на 2007 год» средства по дальнейшей индексации заработной платы. «Смешной» по виду пикет в сотню человек, вызвал не малый переполох, привлёк внимание и депутатов, и общественности, и даже органов прокуратуры к этой проблеме. Усилия Профсоюза не пропали даром, напротив, появились все предпосылки для снятия возникшего напряжения: согласно Единым рекомендациям по оплате труда работников бюджетной сферы, принятым российской трёхсторонней комиссией, ожидается очередная индексация заработной платы на 15% с 1 сентября 2007 г.
Что же касается дальнейшего повышения, предусмотренного федеральным бюджетом на 2008 г. и на период до 2010 г., то здесь ситуация остаётся достаточно сложной. Проводимые по этому поводу переговоры с Правительством, в том числе в рамках Российской трёхсторонней комиссии, с комитетами социального блока Государственной Думы РФ пока ни к чему не привели. Думой принят правительственный вариант проекта федерального бюджета, где предполагается увеличение зарплат в бюджетном секторе экономики на 7% в 2008 г., на 6,7% в 2009 и на 6,5% в 2010 г. – за три года на 21,7%. При этом, по прогнозным оценкам независимых экспертов индекс потребительских цен за этот период увеличится как минимум на 30%, а тарифы на платные услуги – на 49%.
Можно сделать вывод: большинство депутатов ГосДумы поддержали позицию Правительства, направленную фактически:
на «замораживание» заработной платы работников бюджетной сферы, создание условий для ускорения процессов изменения организационно-правовых форм и правового статуса образовательных учреждений (речь идёт об автономных учреждениях);
на дальнейшую реструктуризацию сети образовательных учреждений, часто связанную с болезненной ломкой сложившихся социально-трудовых отношений в коллективах таких учреждений;
на скоропалительное реформирование системы оплаты труда, загнанной в рамки имеющихся (читай, недостаточных) финансовых ресурсов.
Остаётся надеяться, что недавнее заявление председателя Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктора Шудегова, его поддержка требованиям профсоюзов непроизводственной сферы, попадёт «из его уст да богу в уши», и ежегодное повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы составит не менее 20%.
Радует хотя бы то, что депутаты закрепили в законодательном порядке уже заложенное в бюджет 2007 г. повышение базового размера стипендий в вузах до 900 рублей, в начальном и среднем профессиональном образовании – до 315 рублей с 1 сентября, заложили в бюджете 2008 г. средства на дальнейшее увеличение стипендий до 1100 и до 400 рублей соответственно.
Прошедшее лето было связано ещё с одной проблемой в оплате труда. Накануне летних отпусков (в мае месяце) в регионы России было направлено письмо Росфиннадзора, в соответствии с которым признавалась нецелевыми расходами часть отпускных сумм, начисленных на выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство (речь идёт о районных коэффициентах), и предлагалось региональным финансовым органам устранить это, позволительно сказать, «нарушение». Только оперативное вмешательство ЦК Профсоюза позволило предупредить конфликтную ситуацию, в результате которой педагогические работники могли бы недополучить достаточно высокие суммы при начислении отпускных. Заместителем председателя Правительства РФ Д.А. Медведевым было дано соответствующее поручение, в соответствии с которым Министром финансов России А.Л. Кудриным были даны соответствующие разъяснения и указания региональным органам государственной власти, требования к Росфиннадзору отозвать упомянутое письмо.
Нынешний год для областной организации Профсоюза более ответственен ещё и потому, что связан он с дальнейшей разработкой региональной отраслевой системы оплаты труда. Активизации работы по разработке региональных систем оплаты труда способствовал конкурс комплексных проектов модернизации образования, проведённый в первом полугодии 2007 г. Иркутская область принимала в нём участие, но, как известно, конкурсный отбор не прошла. Тем не менее, созданная в нашем регионе концепция отраслевой системы оплаты труда, в разработке которой приняли участие и специалисты областного комитета Профсоюза, в принципе, неплоха, включает в себя все позитивные стороны ныне действующей системы (ЕТС), положительного опыта других регионов, предложения опытных специалистов от образования, в том числе, специалистов областного комитета Профсоюза.
С разработкой и введением новой региональной системы оплаты труда, которая должна стать стимулом высокопрофессиональной работы, повышения качества образовательных услуг, задача областной организации Профсоюза заключается в следующем:
должен быть обеспечен реальный рост заработной платы работников образования области;
напротив, должны быть полностью исключены негативные социальные последствия, снижающие уровень социально-трудовых гарантий работников, дискриминацию в оплате труда.
Пожалуй, главная, проблема будет состоять не только в том, как будет усовершенствована система оплаты труда, а в том, что это потребует значительных финансовых инвестиций, источники которых пока ещё только предстоит определить и защитить.
Подводя итог сказанному в части оплаты труда, можно заметить: Профсоюз и далее намерен настаивать на принятии решений о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мер дополнительной государственной поддержки работников образования, создания условий для развития кадрового потенциала отрасли. Как эта работа будет проводиться (с учётом событий лета 2007 года) лидерам организации предстоит определиться уже в ближайшее время.
3. МРОТ – минимальный размер оплаты труда.
Для того чтобы проводимые профсоюзной стороной переговоры с Правительством, Федеральным Собранием России были успешными, порой, но лишь в крайних на то случаях, приходиться их «додавливать» коллективными выступлениями, позволяющими донести настроения, уровень социального самочувствия работников до власть имущих. Будем надеяться, что не останутся без внимания и нынешние весенние (в апреле-мае) выступления профсоюзов, проведённые в преддверии формирования бюджета страны на 2008 г. и период до 2010 г., в основе которых лежало требование повышения минимального размера оплаты труда, доведение его до уровня прожиточного минимума.
И к этому уже есть и некоторые предпосылки.
Во-первых, результатом можно считать подписание специального Протокола между Федерацией Независимых Профсоюзов России (ФНПР) и думской фракцией «Единая Россия», которым эта фракция берёт на себя обязательства по отстаиванию основных требований профсоюзов при рассмотрении и окончательном принятии федерального бюджета, поэтапном повышении МРОТ и доведения его к декабрю 2008 г. до уровня прожиточного минимума.
Во-вторых, в процессе рассмотрения и принятия Федерального Закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда» удалось добиться повышения минимального размера оплаты труда до 2300 рублей уже с 1 сентября 2007 г., это более чем в два раза. При этом МРОТ будет составлять уже 56,6% от расчётного показателя прожиточного минимума трудоспособного населения (для сравнения, в 2004 г. МРОТ составлял 23,1% от прожиточного минимума).
Что есть увеличение МРОТ для бюджетной, к примеру, нашей образовательной отрасли, оплата труда в которых имеет свою специфику? Увеличение размера МРОТ – реальная основа дальнейшего повышения беспрецедентно низкой цены рабочей силы в России, включая и работников бюджетной сферы. Увеличение МРОТ является ориентиром для установления более высокого уровня федеральных гарантий по оплате труда работников бюджетной сферы, следовательно, и для установления более высоких базовых ставок (окладов) работников образования при введении новой системы оплаты труда в порядке, предусмотренном новой редакцией Трудового Кодекса России, а также для формирования финансовой поддержки регионов на выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности.
Это плюсы. Есть и минусы.
Например, упомянутым Федеральным Законом № 54-ФЗ изменяется само понятие минимального размера оплаты труда, которое теперь предполагает не просто размер месячной заработной платы неквалифицированного работника при выполнении им самых простых работ и в нормальных условиях труда. Отныне МРОТ будет включать и выплаты компенсирующего (например, за вредность) и стимулирующего (те же премиальные) характера. То есть говорить о реальном двукратном увеличение МРОТ с 1 сентября 2007 г. не приходиться, так как нынешний МРОТ в 1100 рублей, и МРОТ 2300 образца сентября 2007 г. – это по сути разные вещи.
Признаётся утратившим силу положение, согласно которому размеры тарифных ставок (окладов), и ныне действующих в системе образования, не могут быть ниже установленного в стране, а теперь и в регионе, минимального размера оплаты труда. Это положение освобождает органы власти от обязанности удерживать паритет в размерах тарифных ставок (окладов) и МРОТ. Следовательно, размер базовых ставок и окладов может быть ниже МРОТ, а, значит, и все остальные ставки и оклады по профессиональным квалификационным группам работников образования будут рассчитываться не по более высокому МРОТ, а по более низким базовым ставкам (окладам).
Тем работникам, чья рассчитанная заработная плата окажется ниже установленного МРОТ, будут производиться доплаты до установленного размера. При этом возможно поглощение выплат, связанных, например, с неблагоприятными условиями труда. Так, у воспитателя детского сада в группе для умственно отсталых детей заработная плата (по 3 разряду ЕТС) выше на 15%, чем у воспитателей в группе с общим режимом. Но заработная плата и того и другого не дотягивает до 2300 руб. И тому и другому будет введена доплата до минимального размера в 2300 руб. При этом компенсационная выплата за неблагоприятные условия труда теряет смысл.
Важно, что Закон представил право субъектам Российской Федерации устанавливать повышенные региональные минимальные размеры оплаты труда. Мы не замедлили этим воспользоваться и уже в июне по инициативе профсоюзной стороны в области начала свою работу специально созданная по рабочая группа из представителей администрации области, некоммерческого партнёрства товаропроизводителей и предпринимателей (работодателей) и профсоюзов (в том числе и нашей областной организации). Сегодня рабочая группа занята разработкой специального Регионального соглашения, которое и должно установить минимальный размер оплаты труда в Иркутской области. Ожидается, что в 2008 г. размер регионального МРОТ будет превышать общероссийский показатель на 20-30%.
4. Федеральный закон «Об автономных учреждениях».
В 2006/2007 г. продолжалась реформа образования. Так, в рамках осуществления государственной программы реструктуризации бюджетного сектора был принят Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Работа по подготовке закона об автономных учреждениях наиболее активно велась в последние три года, и в этот период профсоюз открыто заявлял о своей позиции и выражал серьезные опасения и обеспокоенность по поводу предлагаемого механизма реструктуризации путем введения нового типа государственного или муниципального учреждения – автономного учреждения для оказания услуг в области образования и связанных с этим процессом социальных рисков.
Основные опасения Профсоюза связаны с тем, что стержневой идеей такого преобразования является снятие с государства обязанности гарантированного финансирования автономных учреждений на основе сметы доходов и расходов и субсидиарной ответственности государства по их обязательствам, что может привести к реальному ухудшению ситуации с предоставлением доступных и качественных образовательных услуг, гарантированных Конституцией РФ, а также к нарушениям прав работников и обучающихся.
Государство настаивало на законодательном закреплении такого концептуального подхода к реструктуризации, а профсоюз в сложившихся конкретных условиях включился в процесс обсуждения и подготовки законопроекта ко второму чтению в целях минимизации негативных последствий для работников и системы образования. В результате совместных усилий разных заинтересованных участников обсуждения текст законопроекта при подготовке ко второму чтению претерпел существенные изменения (было принято более 100 поправок), которые в целом можно охарактеризовать как усовершенствующие и улучшающие его качество с точки зрения обеспечения публичности, учета интересов коллектива работников и контроля при принятии решений, касающихся изменения правового статуса учреждений.
Вопрос о возможном изменении статуса образовательного учреждения на самом деле очень серьезный, поскольку затрагивает интересы всех участников образовательного процесса.
Автономные учреждения (АУ) – это новый тип учреждений, которые будут функционировать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от них будут обладать большей свободой в вопросах осуществления своей уставной деятельности и распоряжения имуществом. Привлекательным моментом, в первую очередь, является расширение самостоятельности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Это ярко подчеркивается на фоне изменений в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым бюджетные учреждения ограничиваются в правах на пользование внебюджетными средствами. В отношении автономных учреждениях такого запрета нет – доходы поступают в его самостоятельное распоряжение, собственник имущества не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за учреждением имущества. Самостоятельное ведение бухгалтерской отчетности (централизованное не предусмотрено).
Основной деятельностью образовательного автономного учреждения является осуществление образовательной деятельности на основании задания учредителя и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию (это внебюджетные фонды медицинского, социального, пенсионного страхования) частично за плату или бесплатно. Из смысла закона вытекает, что учредителем (муниципалитетом) будет формироваться заказ (задание) по количеству подлежащих обучению детей, проживающих на территории муниципального образования, по перечню предметов, обучение по которым будет осуществляться бесплатно. Вот это определенное учредителем задание будет финансироваться. Все, что за пределами задания – за частичную плату. При этом количество учителей, заработная плата которых будет финансироваться учредителем, будет зависеть от задания. Кроме указанных заданий образовательное учреждение вправе выполнять образовательные услуги, как для граждан, так и для юридических лиц, за плату, а также вести предпринимательскую деятельность. Исключается ответственность учредителя по обязательствам автономного учреждения.
Сегодня учреждения для детей, профессионального образования, являются учреждениями, их деятельность полностью финансируется учредителем. В Законе РФ «Об образовании» прямо сказано о том, что образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам только в пределах выделенных ему денежных средств. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Это значит, что требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции, оплате медицинских осмотров, коммунальных услуг, сегодня работник вправе предъявить к учредителю. При переходе в АУ предъявление аналогичных требований к учредителю невозможно – решили жить, работать самостоятельно, то самостоятельно все проблемы решайте: живите по средствам, зарабатывайте на все сами.
В настоящее время реализация данного Закона несколько «заморожена», поскольку не разработаны и не приняты соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
Однако не исключается, а внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ, это подтверждает, что в скором времени вопрос по изменению организационно-правового статуса будет стоять перед образовательными учреждениями, работниками. В связи с этим, следует учесть:
решения должны быть взвешенными, учтены возможности образовательных учреждений, их способность отправиться в самостоятельное «плавание», найти «место под солнцем» на рынке образовательных услуг;
должны быть тщательно просчитаны последствия перехода: сокращение численности или штата работников; оплата труда работников, занятых оказанием образовательных услуг за рамками муниципального задания и иное;
должны быть определены и учтены возможности населения по оплате образовательных услуг.
5. Коллективный договор – основа деловой репутации Профсоюза.
По итогам работы в 2006 г. охват коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений в образовательной сфере Иркутской области остался на уровне 2005 г., что само по себе свидетельствует о некоторой стабильности социального партнёрства между работодателями и профсоюзными организациями, представляющими интересы работников образовательных учреждений. Сегодня коллективные договоры заключены в 1597 первичных профсоюзных организациях образовательных учреждений Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, что составляет 86,8% от общего числа организаций.
Тщательно выверенные с точки зрения законодательства и реальных обязательств, отраслевое соглашение, коллективный договор – это гарантия цивилизованного регулирования трудовых отношений, комфортных условий труда, создания надлежащего психологического микроклимата в коллективе. Отраслевое соглашение, коллективный договор – это и возможности работников приобрести дополнительные (в сравнении с действующим законодательством) права и гарантии. Например, с включением по инициативе областного комитета Профсоюза соответствующих обязательств органов власти и управления образованием в областное отраслевое Соглашение, прошедший 2006 г. был отмечен введением в учебных заведениях начального профессионального образования области 25% надтарифного фонда, предусматривающего доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Роль коллективного договора неизмеримо возрастает с происходящими в стране социально-экономическими преобразованиями, изменениями в законодательстве, хотя бы с предстоящим введением в действие региональной отраслевой системы оплаты труда. В её основе лежат принципы стимулирования высокопроизводительного и качественного труда, то есть присутствуют показатели оценочного характера, подлежащих цивилизованной регулировке внутри коллектива образовательного учреждения и именно через коллективный договор.
6. Правозащитная работа Профсоюза.
Правозащитная работа Профсоюза – это юридическая консультация, разрешение трудовых конфликтов непосредственно по месту работы членов Профсоюза, правовое сопровождение рассмотрения трудовых споров работников в суде, контроль за соблюдением законодательства, правил и норм охраны труда по месту работы членов Профсоюза. Профсоюзом такого рода услуги выполняются на безвозмездной основе, в тоже время, именно участие специалистов Профсоюза в рассмотрении дел даёт гораздо больше шансов получить положительный результат.
В результате всех форм правозащитной работы, проведённой общероссийским Профсоюзом образования за последние пять лет, члены Профсоюза дополучили около 1 млрд. рублей денежных средств, которые они могли бы безвозвратно потерять. Только в 2006 г. Иркутская областная организация Профсоюза вернула членам Профсоюза более 7 млн. рублей. Что особенно важно, возвращены не просто деньги, восстановлены порушенные права работников.
Вот только последний пример нашего вмешательства в разрешение подобного рода трудовых споров.
Казалось бы уже безнадёжно проигранные на уровне городских и районных судов дела, пересматриваются в пользу педагогических работников. Так, по надзорной жалобе отделения Пенсионного фонда г. Саянска положительное решение городского суда в пользу работников было пересмотрено и отменено президиумом Иркутского областного суда, который не нашёл оснований для зачёта в педагогический стаж работы в должности пионервожатого. В результате десятки, если не сотни педагогических работников области утратили бы право на досрочную пенсию, многим из них выплата уже назначенной пенсии была прекращена. Но уверенная и грамотная позиция правовой службы областного комитета Профсоюза и председателя Саянской городской организации Профсоюза, обжаловавших постановление президиума областного суда в суде Верховном, вернуло бывшим пионервожатым право на досрочную педагогическую пенсию.
За истекший год юридической службой обкома Профсоюза была проведена правовая экспертиза ряда проектов законов и иных правовых актов, а также экспертиза действующих нормативно-правовых актов, составлялись правовые заключения на решения районных Дум, главным образом, по предоставлению коммунальных услуг педагогическим работникам на селе. Среди принятых в 2006 г. областных законов, в работе над которыми принимали участие специалисты областного комитета Профсоюза, особую социальную значимость для работников, учащейся молодёжи имеет, например, Закон Иркутской области «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области на 2007 год». Или, Закон «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О социальной поддержке в сфере образования отдельных категорий граждан в Иркутской области». Прежде всего, он предусматривает дальнейшее совершенствование мер социальной поддержки студентов учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
Особо следует отметить работу над Законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников культуры, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных учреждениях культуры и муниципальных образовательных учреждениях». Поправка, внесённая Профсоюзом в этот Закон, позволила библиотечным работникам сельских общеобразовательных учреждений области (около 300 человек) пользоваться с 1 января 2007 г. правом на получение льгот по коммунальным услугам.
На 1 января 2007 г. численность российского Профсоюза работников народного образования и науки составляет более 5,3 млн. человек, в том числе, 3,5 млн. работников, более 1,7 млн. студентов и около 161 тыс. неработающих членов Профсоюза. в основном пенсионеров. Численность Иркутской областной организации Профсоюза составляет более 105 тыс. человек, в том числе, 100,6 тыс. работающих и студентов.
Все вместе – мы сила!
Работа Профсоюза в условиях модернизации социальной сферы, сферы образования, в условиях трансформации российского законодательства, а также в принципиально новых для Профсоюза условиях роста конкуренции общественных организаций в сфере образования, показала очевидность поиска новых подходов к выбору показателей нашей работы. Сегодня для Профсоюза наступил очень важный момент не то что бы интеллектуальных, но во всяком случае очень профессиональных действий. Нельзя только стучать по столу кулаком и требовать: «Дайте это! Дайте больше!». Нужно выстраивать профессиональный диалог с властью, демонстрировать свою способность находить пути решения проблем.
Мы сделаем это вместе!
Твой Профсоюз – твоя опора и защита!