на главную страницу

Охрана труда в новой редакции Трудового кодекса РФ

Ю.Г.Щемелев, технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

 6 октября с.г. вступил в силу Федеральный закон № 90-ФЗ от 30 июня 2006г., который вносит многочисленные изменения и поправки в ранее принятый Трудовой кодекс РФ.
 В Трудовом кодексе изменены порядки заключения и расторжения трудового договора, расчета отпускных, возмещения ущерба и т.д.
Значительные изменения коснулись и вопросов, связанных с охраной труда.
• Во-первых, признаны утратившими силу два законодательных акта Российской Федерации, в которых напрямую затрагиваются вопросы защиты прав и интересов работающих на охрану труда, а именно:
Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях»;
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
• Признается также не действующим на территории Российской Федерации Закон СССР от 10 декабря 1990 года № 1818-I «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».
Теперь разделы и главы, касающиеся охраны труда, которые ранее содержались в этих законодательных актах, включены в Трудовой кодекс, тем самым исключено дублирование и повторяемость одних и тех же положений в настоящем нормативном документе трудового права.
Но есть и новшества.
• Самое существенное – это обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность (к ним также относится и непроизводственная сфера: образование, здравоохранение, культура, ЖКХ и др., на что в свою очередь указывает ст.209 ТК и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и услуг) численность работников которого превышает 50 человек (ранее эта цифра составляла 100 человек) создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и или опыт работы в этой должности.
 При отсутствии у работодателя такой службы или специалиста по охране труда введено право руководителя организации самостоятельно осуществлять эти функции, либо возложить приказом или распоряжением на другого работника организации, специально обученного и аттестованного по вопросам безопасности труда. Как и ранее работодатель имеет право в этом случае привлечь организацию (имеющую соответствующую аккредитацию) или аттестованного специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.
 Структура и численность работников службы охраны труда в организации определяются работодателем.
 Таким образом, в нынешней редакции ст.217 Трудового кодекса ужесточены требования к работодателям (руководителям учреждений, организаций, в том числе и бюджетной сферы) по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников. Четко и однозначно предписано, в каких организациях создаются службы охраны труда, что необходимо делать в случае их отсутствия и кто может быть официально привлечен для этой работы.
 Следует особо подчеркнуть, что согласно новой редакции ТК РФ теперь многие образовательные учреждения, где численность работающих превышает 50 человек, должны вводить в штат или привлекать по договору специалиста по охране труда, а в некоторых случаях создавать службы охраны труда.
• Другое важное новшество внесено в статью 226 Трудового кодекса, а именно, изменения коснулись в части обязательного финансирования улучшения условий и охраны труда, а также минимального размера финансирования – не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Т.е. по сравнению с прежней нормой (0,1%) финансирование на охрану труда увеличивается в два раза.
• Расширен перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Так, наряду с 17-ти основными направлениями по охране труда, имеющимися в старой редакции ТК РФ, добавлены еще два таких актуальнейших направления как:
- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда.
• В статье 209 ТК РФ среди прочих основных понятий по охране труда даны определения также этих вышеперечисленные направлений, а именно:
«Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда»;
 «Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованим охраны труда».
Государственной экспертизе условий труда в Трудовом кодексе посвящена новая статья 216?, которая устанавливает цели проведения государственной экспертизы условий труда, основания проведения, права и обязанности лиц, ее осуществляющих.
• Изложена в новой редакции статья 219 «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда».
 В статью дополнительно включены новые части 2-4, согласно которым размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством России, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений.
Коллективным договором или локальным нормативным актом могут устанавливаться повышенные или дополнительные компенсации.
 В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсация работникам не устанавливается.
• Претерпела несколько изменений и статья 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты».
Теперь работодателю (руководителю организации, учреждения) предоставлено право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников. Улучшенные нормы могут быть установлены только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
• Значительных изменений не только редакционного, но и содержательного характера коснулись статьи Трудового кодекса, регламентирующие расследование и учет несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.
Во-первых, Трудовой кодекс РФ в этом направлении деятельности по охране труда дополнен несколькими статьями, как, например:
статья 228? «Порядок извещения о несчастных случаях», в которой подробным образом излагается порядок извещения о несчастных случаях, включая перечень инстанций, которые должны быть проинформированы о происшедшем;
статья 229? «Сроки расследования несчастных случаев», где указывается, что в зависимости от тяжести повреждения здоровья срок расследования несчастного случая составляет от 3 до 15 дней.
Срок расследования может быть продлен не более, чем на 15 дней. В особых случаях указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии по расследованию несчастного случая.
Для несчастного случая, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, срок расследования определен – один месяц со дня поступления заявления от пострадавшего или его представителя;
статья 229? «Порядок проведения расследования несчастных случаев».
Данная новая статья предусматривает порядок проведения расследования каждого несчастного случая; приводит перечень документов, подлежащих включению в материалы расследования (конкретный перечень материалов определяется председателем комиссии по расследованию несчастного случая в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая); определяет обстоятельства, подлежащие установлению в ходе расследования несчастного случая; устанавливает, что при расследовании в установленном порядке и по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств
несчастные случаи могут квалифицироваться как несчастные случая, не связанные с производством:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке;
- смерть или повреждение здоровья в результате алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подтвержденная заключением медицинской организации;
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние;
статья 229? «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», в которой установлены основания для проведения дополнительных расследований государственным инспектором труда. Ими являются:
- выявление сокрытого несчастного случая;
- поступление жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), либо лица, состоявшего с ним в близком родстве, о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, свидетельствующих о нарушении порядка расследования.
 При этом проводится дополнительное расследование независимо от срока давности несчастного случая.
 Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда.
 По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем);
статья 230? «Порядок регистрации и учета несчастных случаев».
 В новой статье содержится подробный порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве. В прежней редакции эти требования были рассредоточены по различным статьям кодекса, что, в свою очередь, представляло неудобства на заключительном этапе расследования несчастного случая.
 Остальные статьи Трудового кодекса, касающиеся расследования и учета несчастных случаев на производстве, такие как 227 – 231 претерпели серьезные редакционные и смысловые изменения, но о них более подробно будет изложено в следующих номерах нашей газеты с пометкой «Это актуально».

Опубликовано в журнале «Администратор образования», № 25 2006г.

 
Hosted by uCoz