Ю.Г.Щемелев, технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
6 октября с.г. вступил в силу Федеральный
закон № 90-ФЗ от 30 июня 2006г., который вносит
многочисленные изменения и поправки в ранее принятый Трудовой
кодекс РФ.
В Трудовом кодексе изменены порядки заключения и расторжения
трудового договора, расчета отпускных, возмещения ущерба
и т.д.
Значительные изменения коснулись и вопросов, связанных с
охраной труда.
• Во-первых, признаны утратившими силу два законодательных
акта Российской Федерации, в которых напрямую затрагиваются
вопросы защиты прав и интересов работающих на охрану труда,
а именно:
Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2490-I
«О коллективных договорах и соглашениях»;
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах
охраны труда в Российской Федерации».
• Признается также не действующим на территории Российской
Федерации Закон СССР от 10 декабря 1990 года № 1818-I «О
профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».
Теперь разделы и главы, касающиеся охраны труда, которые
ранее содержались в этих законодательных актах, включены
в Трудовой кодекс, тем самым исключено дублирование и повторяемость
одних и тех же положений в настоящем нормативном документе
трудового права.
Но есть и новшества.
• Самое существенное – это обязанность каждого работодателя,
осуществляющего производственную деятельность (к ним также
относится и непроизводственная сфера: образование, здравоохранение,
культура, ЖКХ и др., на что в свою очередь указывает ст.209
ТК и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
и услуг) численность работников которого превышает 50 человек
(ранее эта цифра составляла 100 человек) создается служба
охраны труда или вводится должность специалиста по охране
труда, имеющего соответствующую подготовку и или опыт работы
в этой должности.
При отсутствии у работодателя такой службы или специалиста
по охране труда введено право руководителя организации самостоятельно
осуществлять эти функции, либо возложить приказом или распоряжением
на другого работника организации, специально обученного и
аттестованного по вопросам безопасности труда. Как и ранее
работодатель имеет право в этом случае привлечь организацию
(имеющую соответствующую аккредитацию) или аттестованного
специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда по
гражданско-правовому договору.
Структура и численность работников службы охраны труда в
организации определяются работодателем.
Таким образом, в нынешней редакции ст.217 Трудового кодекса
ужесточены требования к работодателям (руководителям учреждений,
организаций, в том числе и бюджетной сферы) по обеспечению
здоровых и безопасных условий труда работников. Четко и однозначно
предписано, в каких организациях создаются службы охраны
труда, что необходимо делать в случае их отсутствия и кто
может быть официально привлечен для этой работы.
Следует особо подчеркнуть, что согласно новой редакции ТК
РФ теперь многие образовательные учреждения, где численность
работающих превышает 50 человек, должны вводить в штат или
привлекать по договору специалиста по охране труда, а в некоторых
случаях создавать службы охраны труда.
• Другое важное новшество внесено в статью 226 Трудового
кодекса, а именно, изменения коснулись в части обязательного
финансирования улучшения условий и охраны труда, а также
минимального размера финансирования – не менее 0,2 % суммы
затрат на производство продукции (работ, услуг). Т.е. по
сравнению с прежней нормой (0,1%) финансирование на охрану
труда увеличивается в два раза.
• Расширен перечень основных направлений государственной
политики в области охраны труда.
Так, наряду с 17-ти основными направлениями по охране труда,
имеющимися в старой редакции ТК РФ, добавлены еще два таких
актуальнейших направления как:
- установление порядка проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации
работ по охране труда государственным нормативным требованиям
охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда.
• В статье 209 ТК РФ среди прочих основных понятий по охране
труда даны определения также этих вышеперечисленные направлений,
а именно:
«Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий
труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или)
опасных производственных факторов и осуществления мероприятий
по приведению условий труда в соответствие с государственными
нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда»;
«Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия
объекта экспертизы государственным нормативным требованим
охраны труда».
Государственной экспертизе условий труда в Трудовом кодексе
посвящена новая статья 216?, которая устанавливает цели проведения
государственной экспертизы условий труда, основания проведения,
права и обязанности лиц, ее осуществляющих.
• Изложена в новой редакции статья 219 «Право работника на
труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда».
В статью дополнительно включены новые части 2-4, согласно
которым размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых
работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом
Правительством России, с учетом мнения Российской трехсторонней
комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений.
Коллективным договором или локальным нормативным актом могут
устанавливаться повышенные или дополнительные компенсации.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий
труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест
по условиям труда или заключением государственной экспертизы
условий труда, компенсация работникам не устанавливается.
• Претерпела несколько изменений и статья 221 «Обеспечение
работников средствами индивидуальной защиты».
Теперь работодателю (руководителю организации, учреждения)
предоставлено право устанавливать нормы бесплатной выдачи
работникам специальной одежды, специальной обуви и других
средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с
типовыми нормами защиту работников. Улучшенные нормы могут
быть установлены только с учетом мнения выборного органа
первичной профсоюзной организации или иного представительного
органа работников.
• Значительных изменений не только редакционного, но и содержательного
характера коснулись статьи Трудового кодекса, регламентирующие
расследование и учет несчастных случаев, происшедших с работниками
и другими лицами, участвующими в производственной деятельности
работодателя.
Во-первых, Трудовой кодекс РФ в этом направлении деятельности
по охране труда дополнен несколькими статьями, как, например:
статья 228? «Порядок извещения о несчастных случаях», в которой
подробным образом излагается порядок извещения о несчастных
случаях, включая перечень инстанций, которые должны быть
проинформированы о происшедшем;
статья 229? «Сроки расследования несчастных случаев», где
указывается, что в зависимости от тяжести повреждения здоровья
срок расследования несчастного случая составляет от 3 до
15 дней.
Срок расследования может быть продлен не более, чем на 15
дней. В особых случаях указанные сроки могут быть продлены
председателем комиссии по расследованию несчастного случая.
Для несчастного случая, о котором не было своевременно сообщено
работодателю или в результате которого нетрудоспособность
у пострадавшего наступила не сразу, срок расследования определен
– один месяц со дня поступления заявления от пострадавшего
или его представителя;
статья 229? «Порядок проведения расследования несчастных
случаев».
Данная новая статья предусматривает порядок проведения расследования
каждого несчастного случая; приводит перечень документов,
подлежащих включению в материалы расследования (конкретный
перечень материалов определяется председателем комиссии по
расследованию несчастного случая в зависимости от характера
и обстоятельств несчастного случая); определяет обстоятельства,
подлежащие установлению в ходе расследования несчастного
случая; устанавливает, что при расследовании в установленном
порядке и по решению комиссии в зависимости от конкретных
обстоятельств
несчастные случаи могут квалифицироваться как несчастные
случая, не связанные с производством:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства,
подтвержденная в установленном порядке;
- смерть или повреждение здоровья в результате алкогольного,
наркотического или токсического опьянения, подтвержденная
заключением медицинской организации;
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим
действий, квалифицированных правоохранительными органами
как уголовно наказуемое деяние;
статья 229? «Проведение расследования несчастных случаев
государственными инспекторами труда», в которой установлены
основания для проведения дополнительных расследований государственным
инспектором труда. Ими являются:
- выявление сокрытого несчастного случая;
- поступление жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего
(его законного представителя или иного доверенного лица),
либо лица, состоявшего с ним в близком родстве, о несогласии
их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая,
а также при получении сведений, свидетельствующих о нарушении
порядка расследования.
При этом проводится дополнительное расследование независимо
от срока давности несчастного случая.
Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением
профсоюзного инспектора труда.
По результатам дополнительного расследования государственный
инспектор труда составляет заключение о несчастном случае
на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения
работодателем (его представителем);
статья 230? «Порядок регистрации и учета несчастных случаев».
В новой статье содержится подробный порядок регистрации и
учета несчастных случаев на производстве. В прежней редакции
эти требования были рассредоточены по различным статьям кодекса,
что, в свою очередь, представляло неудобства на заключительном
этапе расследования несчастного случая.
Остальные статьи Трудового кодекса, касающиеся расследования
и учета несчастных случаев на производстве, такие как 227
– 231 претерпели серьезные редакционные и смысловые изменения,
но о них более подробно будет изложено в следующих номерах
нашей газеты с пометкой «Это актуально».
Опубликовано в журнале «Администратор образования», № 25 2006г.