на главную страницу

Изменения в законодательных актах по вопросам регулирования оплаты труда

  В соответствии с нормами федеральных законов от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда соответственно работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и работников муниципальных учреждений (с соблюдением ограничений для дотационных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
  Исходя из этого законопроектом предлагается:
распространить нормы Федерального закона от 4 февраля 1999 года № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы», Федерального закона от 25 октября 2001 года № 139-ФЗ «О тарифной сетке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы», Трудового кодекса Российской Федерации (в части вопросов регулирования оплаты труда) только на федеральные государственные учреждения;
в Федеральном законе от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»:
распространить нормы указанного Закона только на федеральные государственные учреждения;
исключить нормы, предусматривающие возможность изменения размеров оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в связи с введением более высокого по сравнению с установленным федеральным законом размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

 

Изменения в законодательных актах по вопросам образования и науки

   Конституцией Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
   Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ к полномочиям органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в данной сфере отнесено решение вопросов:
- обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
- предоставления начального и среднего профессионального
образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
   Соответственно, к полномочиям федеральных органов государственной власти, помимо выработки общей политики в области образования (включая установление образовательных стандартов), должно быть отнесено высшее образование, включая переподготовку и повышение квалификации, а также обеспечение деятельности отдельных учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющих общефедеральное значение.
   Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения в области образования отнесены:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса;
- организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
- организация отдыха детей в каникулярное время.

     Таким образом, вопросы высшего образования, переподготовки и повышения квалификации, науки и научного обслуживания полностью отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти, вопросы дошкольного образования и летнего отдыха детей (за исключением части, финансируемой за счет средств Фонда социального страхования) - к полномочиям органов местного самоуправления.
    Учреждения начального и среднего профессионального образования должны быть разделены между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по степени их ориентации на общенациональный или региональные рынки труда, что предполагает передачу основной части федеральных учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность субъектов Российской Федерации.

    В сфере начального и среднего общего (школьного) образования предусмотрена схема разделения полномочий по собственно организации предоставления услуг школьного образования и финансовому обеспечению учебного процесса. Услуги школьного образования по-прежнему будут предоставляться муниципальными образовательными учреждениями, создаваемыми органами местного самоуправления и полностью финансируемыми из местных бюджетов. При этом основная часть необходимых для этого средств (включая выплату заработной платы учителям) должна быть предоставлена им в форме субвенции из бюджета . субъекта Российской Федерации, рассчитанной исходя из региональных нормативов. Указанный механизм уже введен в действие Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений».
   Исходя из этого, законопроектом предложены следующие основные изменения в законодательных актах Российской Федерации.
    В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»:
- предусмотрено, что финансирование федеральных образовательных учреждений (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) является расходными обязательствам Российской Федерации, образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений -расходным обязательствам органов местного самоуправления;
- установление мер социальной поддержки обучающихся в соответствии с принадлежностью образовательного учреждения (для федеральных образовательных учреждений - федеральным законом, для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - законом субъекта Российской Федерации);
- признание утратившими силу положений об установлении доли расходов от ВВП, направляемых на нужды образования и оплаты труда работников образования в зависимости от заработной платы в промышленности.
    В постановлениях Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3518-1 «О введении в действие Патентного закона Российской Федерации» и от 23 сентября 1992 года № 3521-1 «О введении в действие закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»:

- установление зачисления в соответствии с действующей с 2000 года практикой средств от уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов, взимаемых за выполнение государственных функций по предоставлению правовой охраны объектам промышленной собственности, в доход федерального бюджета.
    В Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ I «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:
- признание утратившими силу положений об установлении доли расходов федерального бюджета, направляемых на высшее профессиональное образование, оплате труда работников образования в зависимости от заработной платы в промышленности и о компенсационных выплатах на питание и льготном проезде учащейся молодежи.
     В Федеральном законе от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»:
- передача всех полномочий в данной сфере федеральным органам государственной власти;
- исключены положения об использовании доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, и установлении норматива выделения средств из федерального бюджета на финансирование науки гражданского назначения.
    В Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
- отнесено установление и финансовое обеспечение
дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- отнесено установление и финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, к полномочиям федеральных органов государственной власти.
    В Законе Российской Федерации от 30 марта 1993 года № 4693-1 «О минимальном размере оплаты труда»:
- разграничение полномочий по установлению размеров и условий выплат стипендий для учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования в зависимости от принадлежности учреждения.
     В Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:
- отнесение полномочий по установлению и финансовому обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
   Кроме того, предлагается признать утратившими силу:
Федеральные законы от 1 августа 1996 года № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» и от 28 мая 1999 года № 102-ФЗ «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» как принятые без учета возможностей бюджетов и не финансируемые с момента принятия;
    Федеральный закон от 16 мая 1995 года № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» как блокирующий передачу региональным и местным органам власти учреждений, необходимых для выполнения возложенных на них полномочий;
    Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».

 

Изменения в законодательных актах по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта

    Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены координация вопросов здравоохранения, а также общие вопросы физической культуры и спорта.
    Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта отнесено решение вопросов:
организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;
организации оказания специализированной (санитарно - авиационной) скорой медицинской помощи;
организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий;

организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области окружающей среды.
    Соответственно, к полномочиям федеральных органов государственной власти, помимо выработки общей государственной политики, может быть отнесено оказание населению высокоспециализированной медицинской помощи и санитарно-эпидемиологический надзор.
К вопросам местного значения в данной сфере отнесены: организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно - авиационной), первичной медико - санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта.
Исходя из этого, законопроектом предлагаются следующие основные изменения в законодательных актах Российской Федерации.
     В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1:
- отнесение обеспечения специализированной медицинской помощью в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, к расходным обязательствам Российской Федерации;
- отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
вопросов специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации;
обязательного медицинского страхования неработающего населения;
оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
оказания медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
разработки и утверждения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования;
установления порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
- отнесение вопросов организации первичной медико - санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно - поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно -авиационной) к полномочиям органов местного самоуправления.      В Законе Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»:
- отнесение организации обязательного медицинского - страхования неработающего населения к полномочиям и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации;
- приведение положений по аккредитации и лицензированию медицинских организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 
Hosted by uCoz