В соответствии с нормами федеральных законов от
4 июля 2003 года № 95-ФЗ и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и
условия оплаты труда соответственно работников государственных
учреждений субъектов Российской Федерации и работников муниципальных
учреждений (с соблюдением ограничений для дотационных субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований).
Исходя из этого законопроектом предлагается:
распространить нормы Федерального закона от 4 февраля 1999 года
№ 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций
бюджетной сферы», Федерального закона от 25 октября 2001 года
№ 139-ФЗ «О тарифной сетке (окладе) первого разряда Единой тарифной
сетки по оплате труда работников бюджетной сферы», Трудового
кодекса Российской Федерации (в части вопросов регулирования
оплаты труда) только на федеральные государственные учреждения;
в Федеральном законе от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном
размере оплаты труда»:
распространить нормы указанного Закона только на федеральные
государственные учреждения;
исключить нормы, предусматривающие возможность изменения размеров
оплаты труда работников федеральных государственных учреждений
в связи с введением более высокого по сравнению с установленным
федеральным законом размера минимальной заработной платы в субъекте
Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации общие вопросы
воспитания, образования и науки отнесены к предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона
от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ к полномочиям органов государственной
власти
субъектов Российской Федерации в данной сфере отнесено решение
вопросов:
- обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, а также дополнительного
образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения
субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации
основных общеобразовательных программ в части финансирования
расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений,
расходов на учебные пособия, технические средства обучения,
расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов
на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых
из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными
законами субъекта Российской Федерации;
- предоставления начального и среднего профессионального
образования (за исключением образования, получаемого в федеральных
образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством
Российской Федерации);
- поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных
языков и иных предметов этнокультурной направленности.
Соответственно, к полномочиям федеральных
органов государственной власти, помимо выработки общей политики
в области образования (включая установление образовательных
стандартов), должно быть отнесено высшее образование, включая
переподготовку и повышение квалификации, а также обеспечение
деятельности отдельных учреждений начального и среднего профессионального
образования, имеющих общефедеральное значение.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ к вопросам местного значения в области образования
отнесены:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий
по финансовому обеспечению образовательного процесса;
- организация предоставления дополнительного образования и общедоступного
бесплатного дошкольного образования;
- организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким
образом, вопросы высшего образования, переподготовки и повышения
квалификации, науки и научного обслуживания полностью отнесены
к полномочиям федеральных органов государственной власти, вопросы
дошкольного образования и летнего отдыха детей (за исключением
части, финансируемой за счет средств Фонда социального страхования)
- к полномочиям органов местного самоуправления.
Учреждения начального и среднего профессионального
образования должны быть разделены между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации по степени их ориентации на общенациональный
или региональные рынки труда, что предполагает передачу основной
части федеральных учреждений начального и среднего профессионального
образования в собственность субъектов Российской Федерации.
В
сфере начального и среднего общего (школьного) образования предусмотрена
схема разделения полномочий по собственно организации предоставления
услуг школьного образования и финансовому обеспечению учебного
процесса. Услуги школьного образования по-прежнему будут предоставляться
муниципальными образовательными учреждениями, создаваемыми органами
местного самоуправления и полностью финансируемыми из местных
бюджетов. При этом основная часть необходимых для этого средств
(включая выплату заработной платы учителям) должна быть предоставлена
им в форме субвенции из бюджета . субъекта Российской Федерации,
рассчитанной исходя из региональных нормативов. Указанный механизм
уже введен в действие Федеральным законом от 7 июля 2003 года
№ 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования
общеобразовательных учреждений».
Исходя из этого, законопроектом предложены
следующие основные изменения в законодательных актах Российской
Федерации.
В Законе Российской Федерации
от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»:
- предусмотрено, что финансирование федеральных образовательных
учреждений (по перечню, утверждаемому Правительством Российской
Федерации) является расходными обязательствам Российской Федерации,
образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации - расходным обязательствам субъектов Российской
Федерации, муниципальных образовательных учреждений -расходным
обязательствам органов местного самоуправления;
- установление мер социальной поддержки обучающихся в соответствии
с принадлежностью образовательного учреждения (для федеральных
образовательных учреждений - федеральным законом, для образовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений
- законом субъекта Российской Федерации);
- признание утратившими силу положений об установлении доли
расходов от ВВП, направляемых на нужды образования и оплаты
труда работников образования в зависимости от заработной платы
в промышленности.
В постановлениях Верховного
Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3518-1
«О введении в действие Патентного закона Российской Федерации»
и от 23 сентября 1992 года № 3521-1 «О введении в действие закона
Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров»:
- установление зачисления в соответствии с действующей с 2000
года практикой средств от уплаты патентных пошлин и регистрационных
сборов, взимаемых за выполнение государственных функций по предоставлению
правовой охраны объектам промышленной собственности, в доход
федерального бюджета.
В Федеральном законе от 22 августа
1996 года № 125-ФЗ I «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании»:
- признание утратившими силу положений об установлении доли
расходов федерального бюджета, направляемых на высшее профессиональное
образование, оплате труда работников образования в зависимости
от заработной платы в промышленности и о компенсационных выплатах
на питание и льготном проезде учащейся молодежи.
В Федеральном законе от 23 августа
1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической
политике»:
- передача всех полномочий в данной сфере федеральным органам
государственной власти;
- исключены положения об использовании доходов от сдачи в аренду
имущества, находящегося в федеральной собственности, и установлении
норматива выделения средств из федерального бюджета на финансирование
науки гражданского назначения.
В Федеральном законе от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
- отнесено установление и финансовое обеспечение
дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением
детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях),
к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации;
- отнесено установление и финансовое обеспечение дополнительных
гарантий для детей-сирот, обучающихся в федеральных образовательных
учреждениях, к полномочиям федеральных органов государственной
власти.
В Законе Российской Федерации
от 30 марта 1993 года № 4693-1 «О минимальном размере оплаты
труда»:
- разграничение полномочий по установлению размеров и условий
выплат стипендий для учащихся и студентов учреждений начального
и среднего профессионального образования в зависимости от принадлежности
учреждения.
В Федеральном законе от
24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»:
- отнесение полномочий по установлению и финансовому обеспечению
мер социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот
(за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных
учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, предлагается признать утратившими
силу:
Федеральные законы от 1 августа 1996 года № 107-ФЗ «О компенсационных
выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных
общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального
и среднего профессионального образования» и от 28 мая 1999 года
№ 102-ФЗ «О льготе на проезд на междугородном транспорте для
отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях» как принятые без учета возможностей
бюджетов и не финансируемые с момента принятия;
Федеральный закон от 16 мая 1995 года
№ 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных
образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» как
блокирующий передачу региональным и местным органам власти учреждений,
необходимых для выполнения возложенных на них полномочий;
Федеральный закон от 7 августа 2000
г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных
выплат в Российской Федерации».
Конституцией
Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены координация
вопросов здравоохранения, а также общие вопросы физической культуры
и спорта.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона
от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения,
физической культуры и спорта отнесено решение вопросов:
организации оказания специализированной медицинской помощи в
кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических
диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях
(за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений,
перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
организации обязательного медицинского страхования неработающего
населения;
организации оказания специализированной (санитарно - авиационной)
скорой медицинской помощи;
организации и осуществления региональных и межмуниципальных
программ и проектов в области физической культуры и спорта;
предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий;
организации
и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области
окружающей среды.
Соответственно, к полномочиям федеральных
органов государственной власти, помимо выработки общей государственной
политики, может быть отнесено оказание населению высокоспециализированной
медицинской помощи и санитарно-эпидемиологический надзор.
К вопросам местного значения в данной сфере отнесены: организация
оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно
- авиационной), первичной медико - санитарной помощи в стационарно-поликлинических
и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период
беременности, во время и после родов;
обеспечение условий для развития массовой физической культуры
и спорта.
Исходя из этого, законопроектом предлагаются следующие основные
изменения в законодательных актах Российской Федерации.
В Основах законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993
года № 5487-1:
- отнесение обеспечения специализированной медицинской помощью
в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень
которых утверждается Правительством Российской Федерации, к
расходным обязательствам Российской Федерации;
- отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации:
вопросов специализированной медицинской помощи в специализированных
медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской
Федерации;
обязательного медицинского страхования неработающего населения;
оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской
помощи;
оказания медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально
значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих;
разработки и утверждения территориальных программ государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы
обязательного медицинского страхования;
установления порядка и объема предоставляемых отдельным группам
населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной
помощи и лекарственном обеспечении;
- отнесение вопросов организации первичной медико - санитарной
помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно - поликлинических
и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период
беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи
(за исключением санитарно -авиационной) к полномочиям органов
местного самоуправления. В
Законе Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации»:
- отнесение организации обязательного медицинского - страхования
неработающего населения к полномочиям и расходным обязательствам
субъектов Российской Федерации;
- приведение положений по аккредитации и лицензированию медицинских
организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.