Как и в прежние годы, в 2005 г. в основе правозащитной деятельности областной организации
Профсоюза лежала работа, которая во многом осуществлялась
силами штатной и внештатной правовой инспекции труда областного
комитета Профсоюза. Основными направлениями деятельности
правовой инспекции были: оказание практической правовой помощи
членам Профсоюза и профсоюзным организациям; проверки соблюдения
законодательства по месту работы членов Профсоюза, консультирование,
досудебная и судебная защита прав и интересов работников
образования; информационно-методическая работа по правовым
вопросам.
В 2005 г. правовой инспекцией труда областной организации
Профсоюза было проведено 163 проверки учреждений образования
по широкому кругу вопросов трудового законодательства, в
том числе, 26 проверок проведено силами штатных правовых
инспекторов труда областного комитета Профсоюза. В целях
устранения и предупреждения выявленных нарушений работодателям
было выдано 52 представления. Например, из 11-ти представлений
по поводу недоначисления заработной платы 9 были удовлетворены,
а в двух случаях был получен отказан, в связи с чем, нарушенные
права работников были восстановлены через суд. Устранены
все нарушения по четырём представлениям, выданным руководителям
централизованных бухгалтерий по поводу несвоевременной оплаты
дополнительных отпусков, предоставляемых работникам в связи
с их обучением в учреждениях профессионального образования.
По двум представлениям одному из руководителей учреждения
дополнительного образования отменены его приказы, на основании
которых работник привлекался к дисциплинарной ответственности.
На представление в адрес одного из руководителей районных
управлений образованием о незаконном увольнении директора
школы в связи с истечением срочного трудового договора, работник
также был восстановлен на работе.
Во многих случаях в ходе проверок как работникам, так и работодателям
давались соответствующие юридические консультации и соответствующие
рекомендации по применению законодательства в той или иной
конкретной ситуации. В результате, выявленные в ходе таких
проверок нарушения оперативно устранялись, не потребовали
оформления соответствующих представлений.
Защита прав членов Профсоюза в области трудовых правоотношений,
социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других
видов социальной защиты осуществлялась, как путем личного
приема членов Профсоюза, так и посредством рассмотрения и
разрешения письменных обращений. Так, в истекшем году, силами
профсоюзной правовой инспекции труда с устными обращениями
принято 927 членов Профсоюза – работников образовательных
учреждений, в том числе штатными правовыми инспекторами областного
комитета Профсоюза – 294 человек. В течение года было рассмотрено
436 письменных обращений, в их числе 127 – рассмотрено правовыми
инспекторами труда областного комитета Профсоюза.
При рассмотрении большинства устных и письменных обращений
правовыми инспекторами давалась (по просьбе работников) только
юридическая консультация, поскольку по вопросам, не касающимся
восстановления на работе, привлечения к дисциплинарной ответственности,
досрочного назначения пенсии и некоторым другим, работники,
как правило, решали трудовой спор с работодателем самостоятельно.
По отдельным обращениям принимались и практические
правозащитные меры: направлялись предложения главам органов
местного самоуправления, руководителям органов управления
образованием, централизованных бухгалтерий, учебных учреждений
для принятия мер в пределах их компетенции по выявленным
нарушениям законодательства РФ. Так, например, по жалобам
членов Профсоюза об отказе в назначении пенсии в досудебном
порядке были восстановлены права на выплату пенсии четверым
педагогическим работникам через обращение в региональные
органы Пенсионного фонда РФ. В результате переговоров с руководителями
образовательных учреждений, обращения в Департамент образования
г. Иркутска были восстановлены в правах двое, неправомерно
уволенных педагогических работника, предупреждено ещё два
незаконных увольнения. Отдельные обращения, например, по
поводу решений органов местного самоуправления, связанных
с сокращением штатов общеобразовательных учреждений, выплатой
коммунальных услуг, с переводом жилого помещения в нежилое
и др., направлялись для разрешения в органы прокуратуры.
Всего за 2005 г. в органы прокуратуры было направлено 11
обращений, 3 – в органы Федеральной инспекции труда, в том
числе, одно обращение – для привлечения должностных лиц к
административной ответственности за нарушение законодательства
о труде.
По ряду обращений была оказана помощь в оформлении
документов в суд: составлено 20 исковых заявлений, в их числе,
о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, выплате
задолженности по методлитературе, погашении задолженности
по коммунальным услугам, о неправомерном привлечении к материальной
ответственности. Было оформлено три кассационные и две надзорные
жалобы. В 25-ти случаях было обеспечено представительство
работников в суде по делам, связанным с назначением трудовой
пенсии. Так, в суде было доказано неправомерное исключение
органами Пенсионного фонда РФ таких периодов работы, когда
оплата страховых взносов производилась не образовательными
учреждениями, а централизованными бухгалтериями; работы в
должности пионервожатого, воспитателя группы продленного
дня; когда в трудовых книжках было указано неправильное наименование
должностей (к примеру, тренер-преподаватель, организатор
внеклассной и внешкольной воспитательной работы) или учреждений
(например, детский комбинат). Правовая помощь, в том числе
представительство в суде, способствовали вынесению положительных
судебных решений.
Правовыми инспекторами труда областного комитета Профсоюза
велась необходимая информационно-методическая работа и консультирование
председателей районных (городских), первичных профсоюзных
организаций. Актуальные вопросы правоприменительной практики
были включены в программу прошедшего в феврале 2005 г. областного
семинара-совещания председателей территориальных и крупных
первичных организаций Профсоюза, где, в частности, были рассмотрены
вопросы о досудебном и судебном порядке разрешения индивидуальных
трудовых споров, связанных с назначением и выплатой педагогических
пенсий, даны комментарии к пакету областных социальных законов,
принятых во исполнение Федерального Закона от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ и др. В 2005 г. была продолжена практика
проведения кустовые семинаров в ряде территорий области.
В октябре 2005 г. проведён двухдневный обучающий семинар
для внештатных правовых инспекторов труда областной организации
Профсоюза. В ходе семинара были освещены различные вопросы
применения трудового и иного законодательства, затрагивающего
трудовые, социальные права и интересы работников: рабочее
время педагогических работников, особенности их совместительства;
расторжение трудового договора по инициативе работника; оплата
труда педагогов, порядок формирования надтарифного фонда;
социальные льготы и гарантии работников образовательных учреждений;
коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений
в образовательных учреждениях и др. Участники семинара были
обеспечены нормативно-правовой и информационно-методической
литературой.
Вместе с тем, и в 2005 г. в работе правовой инспекции
труда продолжали иметь место определённые недостатки и нерешённые
проблемы.
Так, в истекшем году не только не удалось увеличить
число инспекционных проверок соблюдения законодательства
по месту работы членов Профсоюза, но и отмечается уменьшение
числа проверок как правовой инспекции в целом, так и проверок,
осуществляемых силами штатных правовых инспекторов труда
областного комитета Профсоюза.
Большинство из внештатных правовых инспекторов труда
не имеют юридического образования и необходимого опыта правозащитной
работы, что отражается как на результатах их деятельности,
так и на итоговых показателях работы инспекции. Отмечается,
что более высокие результаты достигнуты в организациях, где
внештатный профсоюзный инспектор работает совместно с председателем
профсоюзной организации, имеющим опыт правозащитной деятельности
(Иркутский, Качугский, Чунский районы, г. Саянск и др.).
Как следует из отчётов, основным направлением деятельности
внештатной инспекции труда является только инспекционная
работа (Качугский, Куйтунский, Нижнеилимский р-ны, г. Усть-Илимск
и др.), но недостаточно применяются другие формы правозащитной
деятельности.
Как следует из представленных организациями документов,
в ряде территорий, например, в г.г. Братске, Ангарске и др.,
отмечено создание «собственной» внештатной инспекции труда
при территориальных органах Профсоюза, а то и в первичных
профсоюзных организациях. Тогда как Положение о правовой
инспекции труда Профсоюза, утверждённое постановлением президиума
ЦК Профсоюза от 4 октября 2002 г. № 11, создание и деятельность
таких «локальных» инспекций не предусматривает, не наделяет
такого рода инспекции соответствующими полномочиями.
Продолжают иметь случаи несвоевременного предоставления
оперативной информации о деятельности внештатной правовой
инспекции труда, более того, не предоставлены отчеты о работе
за 2005 г. внештатными правовыми инспекторами таких территорий,
как Братский, Жигаловский, Заларинский р-ны, г.г. Зима, Шелехов
и некоторые другие. Часто отчеты предоставлялись с нарушением
установленных сроков.
Учитывая изложенное и в целях дальнейшего совершенствования
деятельности правовой инспекции труда областной организации
Профсоюза, президиум областного комитета
Профсоюза постановляет:
1. Информацию о деятельности правовой инспекции
труда областной организации Профсоюза в 2005 г. принять
к сведению и направить для руководства к действию в
территориальные и крупные первичные профсоюзные организации.
2. Предложить районным, городским комитетам Профсоюза, первичным
профсоюзным организациям определить и принять меры, направленные
на более полное и эффективное использование возможностей
внештатных инспекторов труда в правозащитной деятельности
организации, на соблюдение их исполнительской дисциплины
в части предоставления текущей информации и отчетности о
работе.
3. Областному, районным (городским) комитетам Профсоюза,
профкомам крупных первичных профсоюзных организаций в срок
до 15 марта 2006 г. привести все документы по организации
деятельности правовой инспекции труда в соответствие с Положением
о правовой инспекции труда Профсоюза, утверждённого постановлением
президиума ЦК Профсоюза от 4 октября 2002 г. № 11, и письменными
разъяснениями ЦК Профсоюза от 13 февраля 2004 г. № 30 и от
17 января 2006 г. № 7.
4. Областному комитету Профсоюза:
4.1. Разработать и принять дополнительные меры, направленные
на совершенствование деятельности правовой инспекции труда
областной организации Профсоюза, в том числе, в части увеличения
числа и качества проверок соблюдения законодательства в образовательных
учреждениях по месту работы членов Профсоюза и др.
4.2. В целях повышения эффективности деятельности правовой
инспекции труда Профсоюза и в соответствии с п. 11 Соглашения
о взаимодействии Федеральной службы по труду и занятости
и Профсоюза работников народного образования и науки РФ (от
19 мая 2005 г.) в срок до 1 апреля 2006 г. заключить территориальное
Соглашение с региональными органами Федеральной службы по
труду и занятости.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на главного правового инспектора труда Зайцеву А.А.
Председатель областной организации Профсоюза Ю. А. Бакштановский