на главную страницу

Итоги работы правовой инспекции труда областной организации Профсоюза в 2005 г. и задачи правовой инспекции на 2006 г.

 Как и в прежние годы, в 2005 г. в основе правозащитной деятельности областной организации Профсоюза лежала работа, которая во многом осуществлялась силами штатной и внештатной правовой инспекции труда областного комитета Профсоюза. Основными направлениями деятельности правовой инспекции были: оказание практической правовой помощи членам Профсоюза и профсоюзным организациям; проверки соблюдения законодательства по месту работы членов Профсоюза, консультирование, досудебная и судебная защита прав и интересов работников образования; информационно-методическая работа по правовым вопросам.
 В 2005 г. правовой инспекцией труда областной организации Профсоюза было проведено 163 проверки учреждений образования по широкому кругу вопросов трудового законодательства, в том числе, 26 проверок проведено силами штатных правовых инспекторов труда областного комитета Профсоюза. В целях устранения и предупреждения выявленных нарушений работодателям было выдано 52 представления. Например, из 11-ти представлений по поводу недоначисления заработной платы 9 были удовлетворены, а в двух случаях был получен отказан, в связи с чем, нарушенные права работников были восстановлены через суд. Устранены все нарушения по четырём представлениям, выданным руководителям централизованных бухгалтерий по поводу несвоевременной оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых работникам в связи с их обучением в учреждениях профессионального образования. По двум представлениям одному из руководителей учреждения дополнительного образования отменены его приказы, на основании которых работник привлекался к дисциплинарной ответственности. На представление в адрес одного из руководителей районных управлений образованием о незаконном увольнении директора школы в связи с истечением срочного трудового договора, работник также был восстановлен на работе.
Во многих случаях в ходе проверок как работникам, так и работодателям давались соответствующие юридические консультации и соответствующие рекомендации по применению законодательства в той или иной конкретной ситуации. В результате, выявленные в ходе таких проверок нарушения оперативно устранялись, не потребовали оформления соответствующих представлений.
 Защита прав членов Профсоюза в области трудовых правоотношений, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты осуществлялась, как путем личного приема членов Профсоюза, так и посредством рассмотрения и разрешения письменных обращений. Так, в истекшем году, силами профсоюзной правовой инспекции труда с устными обращениями принято 927 членов Профсоюза – работников образовательных учреждений, в том числе штатными правовыми инспекторами областного комитета Профсоюза – 294 человек. В течение года было рассмотрено 436 письменных обращений, в их числе 127 – рассмотрено правовыми инспекторами труда областного комитета Профсоюза.
 При рассмотрении большинства устных и письменных обращений правовыми инспекторами давалась (по просьбе работников) только юридическая консультация, поскольку по вопросам, не касающимся восстановления на работе, привлечения к дисциплинарной ответственности, досрочного назначения пенсии и некоторым другим, работники, как правило, решали трудовой спор с работодателем самостоятельно.
 По отдельным обращениям принимались и практические правозащитные меры: направлялись предложения главам органов местного самоуправления, руководителям органов управления образованием, централизованных бухгалтерий, учебных учреждений для принятия мер в пределах их компетенции по выявленным нарушениям законодательства РФ. Так, например, по жалобам членов Профсоюза об отказе в назначении пенсии в досудебном порядке были восстановлены права на выплату пенсии четверым педагогическим работникам через обращение в региональные органы Пенсионного фонда РФ. В результате переговоров с руководителями образовательных учреждений, обращения в Департамент образования г. Иркутска были восстановлены в правах двое, неправомерно уволенных педагогических работника, предупреждено ещё два незаконных увольнения. Отдельные обращения, например, по поводу решений органов местного самоуправления, связанных с сокращением штатов общеобразовательных учреждений, выплатой коммунальных услуг, с переводом жилого помещения в нежилое и др., направлялись для разрешения в органы прокуратуры. Всего за 2005 г. в органы прокуратуры было направлено 11 обращений, 3 – в органы Федеральной инспекции труда, в том числе, одно обращение – для привлечения должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о труде.
 По ряду обращений была оказана помощь в оформлении документов в суд: составлено 20 исковых заявлений, в их числе, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, выплате задолженности по методлитературе, погашении задолженности по коммунальным услугам, о неправомерном привлечении к материальной ответственности. Было оформлено три кассационные и две надзорные жалобы. В 25-ти случаях было обеспечено представительство работников в суде по делам, связанным с назначением трудовой пенсии. Так, в суде было доказано неправомерное исключение органами Пенсионного фонда РФ таких периодов работы, когда оплата страховых взносов производилась не образовательными учреждениями, а централизованными бухгалтериями; работы в должности пионервожатого, воспитателя группы продленного дня; когда в трудовых книжках было указано неправильное наименование должностей (к примеру, тренер-преподаватель, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы) или учреждений (например, детский комбинат). Правовая помощь, в том числе представительство в суде, способствовали вынесению положительных судебных решений.
 Правовыми инспекторами труда областного комитета Профсоюза велась необходимая информационно-методическая работа и консультирование председателей районных (городских), первичных профсоюзных организаций. Актуальные вопросы правоприменительной практики были включены в программу прошедшего в феврале 2005 г. областного семинара-совещания председателей территориальных и крупных первичных организаций Профсоюза, где, в частности, были рассмотрены вопросы о досудебном и судебном порядке разрешения индивидуальных трудовых споров, связанных с назначением и выплатой педагогических пенсий, даны комментарии к пакету областных социальных законов, принятых во исполнение Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и др. В 2005 г. была продолжена практика проведения кустовые семинаров в ряде территорий области.
 В октябре 2005 г. проведён двухдневный обучающий семинар для внештатных правовых инспекторов труда областной организации Профсоюза. В ходе семинара были освещены различные вопросы применения трудового и иного законодательства, затрагивающего трудовые, социальные права и интересы работников: рабочее время педагогических работников, особенности их совместительства; расторжение трудового договора по инициативе работника; оплата труда педагогов, порядок формирования надтарифного фонда; социальные льготы и гарантии работников образовательных учреждений; коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в образовательных учреждениях и др. Участники семинара были обеспечены нормативно-правовой и информационно-методической литературой.
 Вместе с тем, и в 2005 г. в работе правовой инспекции труда продолжали иметь место определённые недостатки и нерешённые проблемы.
 Так, в истекшем году не только не удалось увеличить число инспекционных проверок соблюдения законодательства по месту работы членов Профсоюза, но и отмечается уменьшение числа проверок как правовой инспекции в целом, так и проверок, осуществляемых силами штатных правовых инспекторов труда областного комитета Профсоюза.
 Большинство из внештатных правовых инспекторов труда не имеют юридического образования и необходимого опыта правозащитной работы, что отражается как на результатах их деятельности, так и на итоговых показателях работы инспекции. Отмечается, что более высокие результаты достигнуты в организациях, где внештатный профсоюзный инспектор работает совместно с председателем профсоюзной организации, имеющим опыт правозащитной деятельности (Иркутский, Качугский, Чунский районы, г. Саянск и др.). Как следует из отчётов, основным направлением деятельности внештатной инспекции труда является только инспекционная работа (Качугский, Куйтунский, Нижнеилимский р-ны, г. Усть-Илимск и др.), но недостаточно применяются другие формы правозащитной деятельности.
 Как следует из представленных организациями документов, в ряде территорий, например, в г.г. Братске, Ангарске и др., отмечено создание «собственной» внештатной инспекции труда при территориальных органах Профсоюза, а то и в первичных профсоюзных организациях. Тогда как Положение о правовой инспекции труда Профсоюза, утверждённое постановлением президиума ЦК Профсоюза от 4 октября 2002 г. № 11, создание и деятельность таких «локальных» инспекций не предусматривает, не наделяет такого рода инспекции соответствующими полномочиями.
 Продолжают иметь случаи несвоевременного предоставления оперативной информации о деятельности внештатной правовой инспекции труда, более того, не предоставлены отчеты о работе за 2005 г. внештатными правовыми инспекторами таких территорий, как Братский, Жигаловский, Заларинский р-ны, г.г. Зима, Шелехов и некоторые другие. Часто отчеты предоставлялись с нарушением установленных сроков.
 Учитывая изложенное и в целях дальнейшего совершенствования деятельности правовой инспекции труда областной организации Профсоюза, президиум областного комитета Профсоюза постановляет:
1. Информацию о деятельности правовой инспекции труда областной организации Профсоюза в 2005 г. принять к сведению и направить для руководства к действию в территориальные и крупные первичные профсоюзные организации.
2. Предложить районным, городским комитетам Профсоюза, первичным профсоюзным организациям определить и принять меры, направленные на более полное и эффективное использование возможностей внештатных инспекторов труда в правозащитной деятельности организации, на соблюдение их исполнительской дисциплины в части предоставления текущей информации и отчетности о работе.
3. Областному, районным (городским) комитетам Профсоюза, профкомам крупных первичных профсоюзных организаций в срок до 15 марта 2006 г. привести все документы по организации деятельности правовой инспекции труда в соответствие с Положением о правовой инспекции труда Профсоюза, утверждённого постановлением президиума ЦК Профсоюза от 4 октября 2002 г. № 11, и письменными разъяснениями ЦК Профсоюза от 13 февраля 2004 г. № 30 и от 17 января 2006 г. № 7.
4. Областному комитету Профсоюза:
4.1. Разработать и принять дополнительные меры, направленные на совершенствование деятельности правовой инспекции труда областной организации Профсоюза, в том числе, в части увеличения числа и качества проверок соблюдения законодательства в образовательных учреждениях по месту работы членов Профсоюза и др.
4.2. В целях повышения эффективности деятельности правовой инспекции труда Профсоюза и в соответствии с п. 11 Соглашения о взаимодействии Федеральной службы по труду и занятости и Профсоюза работников народного образования и науки РФ (от 19 мая 2005 г.) в срок до 1 апреля 2006 г. заключить территориальное Соглашение с региональными органами Федеральной службы по труду и занятости.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на главного правового инспектора труда Зайцеву А.А.

Председатель областной организации Профсоюза Ю. А. Бакштановский

 
Hosted by uCoz