Федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возлагает на образовательные
учреждения совместно с органами социальной защиты населения
и органами здравоохранение обязанность по обеспечению дошкольного,
внешкольного воспитания и образования детей-инвалидов. При
невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов
в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных
учреждениях органы управления образованием и образовательные
учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов
по полной общеобразовательной или индивидуальной программе
на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на
дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти
цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов
Российской Федерации и являются расходными обязательствами
бюджетов субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации указанного выше Закона приняты:
Положение о порядке организации воспитания
и обучения детей-инвалидов на дому определяет порядок
организации воспитания и обучения на дому детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья временно или постоянно
не могут посещать образовательные учреждения, а также
размеры компенсации затрат законных представителей на
воспитание и обучение детей-инвалидов. Поскольку Положение
принято в рамках реализации Закона Иркутской области
«О социальной поддержке в сфере образования отдельных
категорий граждан в Иркутской области», установленный
в нем порядок применяется при организации воспитания
и обучения детей, нуждающихся в длительном лечении.
Согласно п.2 Положения основанием для организации воспитания
и обучения на дому ребенка-инвалида является заключение
лечебно-профилактического учреждения.
Осуществление процесса воспитания и обучения на дому
детей-инвалидов возложено на государственные и муниципальные
образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные
программы, как правило, ближайшие к месту жительства.
Зачисление в образовательные учреждения осуществляется
в порядке, установленном для приема граждан в образовательные
учреждения (п.п.3-4 Положения).
На образовательные учреждения возложены обязанности
по:
Законным представителям предоставлено
право самостоятельно осуществлять воспитание и обучение на
дому. В этом случае ребенок-инвалид по письменному заявлению
законных представителей зачисляется в образовательное учреждение,
как правило, ближайшее к их месту жительства. К заявлению
должны быть приложены документы, подтверждающие необходимость
обучения ребенка-инвалида на дому. Между образовательным
учреждением и законным представителем заключается соглашение,
согласно которому на законного представителя возлагается
обязанность по обеспечению освоения ребенком-инвалидом общеобразовательных
программ, а на образовательное учреждение – обязанность
по обеспечению на время обучения учебной, справочной
и другой литературой. Также в соглашении определяется
порядок прохождения ребенком-инвалидом промежуточной
и итоговой аттестации, порядок выплаты законному представителю
компенсации затрат, связанных с обучением и воспитанием
ребенка-инвалида на дому, ответственность за неисполнение
условий соглашения.
Таким образом, предусмотрено обучение детей-инвалидов
как педагогическими работниками образовательных учреждений,
так и самостоятельно законными представителями. В последнем
случае размер компенсации затрат законных представителей
на обучение определяется в соответствии с утвержденными
нормативами финансирования соответствующих образовательных
учреждений в Иркутской области.
Оплата труда педагогических работников общеобразовательных
учреждений, на которых возложено обучение детей-инвалидов,
детей, нуждающихся в длительном лечении (больных детей-хроников)
на дому, определяется на общих основаниях, т.е. по тарификации:
путем умножения ставки заработной платы, установленной
учителю, с учетом ее повышения на установленный размер
доплаты, на количество часов занятий и деления полученного
результата на недельную норму часов, предусмотренную
за ставку заработной платы.
Для сведения: порядок исчисления заработной платы установлен
Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников
просвещения, утв. Приказом Министерства просвещения СССР
от 16.05.85 г. № 94. Так, в соответствии с п.86 оплата
труда педагогических работников учреждений просвещения
производится исходя из установленных ставок заработной
платы (должностных окладов) с учетом повышений, доплат,
надбавок и фактического объема педагогической работы.
Пункт 92: месячная заработная плата педагогических работников
учреждений просвещения определяется путем умножения ставки
заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю
и деления полученного произведения на установленную норму
часов в неделю. Установленная при тарификации заработная
плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель
и рабочих дней в разные месяцы года.
Если обучение учащегося на дому осуществляется помимо
выполнения другой педагогической работы в этом образовательном
учреждении, то с момента возложения на учителя этих обязанностей
вносятся изменения в его тарификацию, т.е. часы с «надомниками»
суммируются с другой учебной нагрузкой. При этом часы
с «надомниками» также подлежат повышению на 20%.
Таким образом, поскольку обучение на дому осуществляется
педагогическими работниками, состоящими в трудовых отношениях
с образовательным учреждением, часы с «надомниками» подлежат
обязательной тарификации. Исходя из этого, заработная
плата в каникулярный период, в т.ч. летний, не совпадающий
с очередным отпуском, производится на общих основаниях,
т.е. в соответствии с п. 93 Инструкции о порядке исчисления
заработной платы работников просвещения: за
время работы в период осенних, зимних, весенних и летних
каникул учащихся оплата педагогических работников производится
из расчета заработной платы, установленной при тарификации,
предшествовавшей началу каникул. На
работодателе лежит обязанность по выплате педагогическим
работникам заработной платы за время каникул в полном объеме,
т.е. с учетом часов обучения на дому. Исключение этих часов из общей нагрузки в каникулярный
период неправомерно, поскольку работники выполняют работу
по обучению на дому не на условиях почасовой оплаты.
Согласно п.95 Инструкции почасовая оплата может иметь
место только при оплате за часы, данные в порядке замещения
отсутствующих по болезни или другим причинам учителей,
продолжавшегося не свыше двух месяцев, а также при оплате
работников предприятий, организаций и учреждений, привлекаемых
к педагогической работе. Если замещение продолжалось
свыше двух месяцев оплата труда педагогического работника
производится со дня начала замещения за все часы фактической
нагрузки. Из этого следует, что правового основания для
перевода педагогических работников, постоянно осуществляющих
обучение на дому, на почасовую оплату труда у работодателя
нет.
Средства на выплату заработной платы педагогическим работникам,
осуществляющим обучение на дому, выделяются из областного
бюджета.
Консультация подготовлена Федосеевой В.Г., главным специалистом, правовым инспектором областного комитета Профсоюза