На ваши вопросы о заработной плате и условиях труда, о пенсиях и льготах для педагогов отвечает председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Г. И. МЕРКУЛОВА.
— Как решается вопрос с выходом на пенсию по выслуге
лет и зачислением педагогического стажа учителям, работающим
в негосударственных образовательных учреждениях?
— Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, отказывают
педагогическим работникам негосударственных образовательных
учреждений в досрочном назначении трудовой пенсии по старости
в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей,
ссылаясь на норму подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от
17.12.2001. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
предусматривающую, что трудовая пенсия по старости, независимо
от возраста, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей.
Вместе с тем Пятигорская городская организация нашего
профсоюза, представляя интересы члена профсоюза, обратилась
в Конституционный суд РФ с требованием признать несоответствующей
ст. 15, ч. 2 ст. 19, ст. 39 и 55 Конституции РФ норму подп.
10 п. 1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона в части ограничения
права на реализацию досрочного пенсионного обеспечения лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных
учреждениях для детей, не являющихся государственными и муниципальными
учреждениями.
Управлением конституционных основ трудового законодательства
и социальной защиты секретариата Конституционного суда РФ до
сведения заявителя доведена информация о том, что Конституционный
суд РФ по аналогичному вопросу 06.12.2001. принял определение
по запросу законодательного собрания Тверской области о проверке
конституционности п. 2 и 3 постановления Правительства РФ от
22.09.99. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу
лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью
в школах и других учреждениях для детей», в котором определил,
что положения оспариваемых норм не могут применяться иначе,
как в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным
в определении (опубликовано в № 12 «ОвД» за 2002 г.. с. 70—76)
Указано также, что в соответствии со ст. 19 Конституции
РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации,
в т.ч. независимо от рода и места деятельности. Это конституционное
предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных
прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных,
муниципальных, негосударственных) независимо от того. в чьей
собственности они находятся.
В соответствии со ст. 6 и 79 Федерального конституционного
закона «О Конституционном суде Российской Федерации» решения
Конституционного суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию
и обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений. организаций, должностных лиц. граждан
и их объединений, в связи с чем за защитой своего права на пенсию
следует обращаться в суд общей юрисдикции. Как показывает судебная
практика, решения по таким делам суды принимают в пользу работников.
По имеющимся у нас сведениям, в настоящее
время Минтруду России поручена подготовка проекта постановления
Правительства РФ о зачете времени работы в негосударственных образовательных учреждениях
за период до 1 января 2002 г. и законопроекта о внесении изменений
в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
См. об этом также письмо ЦК отраслевого профсоюза от 23.05.2002 № 48 "0 судебной практике по вопросу пеисиомиого обеспечения в связи с педагогической деятельностью, осуществляемой в негосударственных учреждениях для детей». — ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2002. № 16. С. 76—80. — Ред.
— У нас в гимназии есть классы наполняемостью менее 25 человек,
которые не делятся на группы на уроках информатики и информационных
технологий. Работать с таким количеством учеников на 10 рабочих
местах очень трудно. Возможно ли все-таки деление класса на
группы и кто уполномочен решить этот вопрос?
— В соответствии с нормами, предусмотренными как Типовым положением
об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением
Правительства РФ от 19.03.2001 № 196). так и Гигиеническими
требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях,
содержащимися в Санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН
2.4.2.1178-02), утвержденных главным государственным санитарным
врачом РФ 25 ноября 2002 г. и введенных в действие с 1 сентября
2003 г., наполняемость каждого класса не должна превышать 25
человек. Местные (муниципальные) органы управления образованием
не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы,
отнесенные к компетенции государственных органов управления
образованием (п. 5 ст. 31 Закона РФ «Об образовании»). К компетенции
государственных органов управления образованием субъектов РФ
увеличение наполняемости классов также не относится.
— Действительно ли последнее повышение заработной платы
работников образования на 33% с 1 октября 2003 г. должно происходить
во всех регионах или каждый регион сам решает, с какого времени
и насколько повысить зарплату?
— В соответствии с действующим законодательством и
на основании постановления президиума Верховного суда РФ от
06.06.2001 по делу № 99пв-2000пр (опубликовано в № 19 «ОвД»
за 2001 г., с. 58—61), принятого по инициативе нашего профсоюза
и при его непосредственном участии, федеральные акты по этому
вопросу являются обязательными для исполнения всеми региональными
и местными органами власти, поэтому размер повышения тарифных
ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы и сроки
введения этого повышения являются едиными на всей территории
РФ.
— Недавно получена информация, что планируется значительное
сокращение средств на оплату льготных коммунальных услуг работникам
образования. Просим прокомментировать эту ситуацию. Весь текущий
год фондом социального страхования не выделяются средства на
санаторно-курортное лечение педагогам. Будет ли положительным
решение этого вопроса, в какое время?
— В каком случае отменяется льгота на коммунальные услуги
для учителей, проживающих в рабочих поселках Красноярского края?
— По какой причине с января текущего года не производятся выплаты
по коммунальным льготам педагогам, работающим в сельской местности
Ставропольского края?
— Федеральное жилищное законодательство в части предоставления
права всем учителям общеобразовательных учреждений (как городских,
так и сельских) в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий
на первоочередное предоставление жилых помещений и права на
бесплатное жилье с отоплением и освещением сохраняется, как
и льготы, установленные работникам социальной сферы Законом
РСФСР от 21.12.2001 «О социальном развитии села». Однако финансовое
и иное обеспечение практической реализации этих положений федерального
законодательства ложится на региональные и местные власти и
их бюджеты, возможности которых зачастую являются ограниченными.
В рамках осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства,
предусматривающей в качестве одного из направлений изменение
подходов к оплате жилья и коммунальных услуг, принят Федеральный
закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной
политики» и другие законодательные акты Российской Федерации
в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных
услуг"».
Статьей 2 Закона определяется, что размер,
условия и порядок возмещения расходов на предоставление
льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем
третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального
закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными
актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»
(в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) предусмотрено,
что педагогические работники образовательных учреждений в порядке,
установленном законодательством РФ. пользуются правом на бесплатную
жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности,
рабочих поселках (поселках городского типа).
Таким образом, Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ
не отменяет норму Закона РФ «Об образовании», устанавливающую
право на указанные льготы, а предусматривает иной финансовый
механизм его обеспечения в рамках существующей системы межбюджетных
отношений. в соответствии с которым субъекты РФ должны будут
устанавливать своими законодательными актами размеры, условия
и порядок возмещения расходов на предоставление этих льгот с
учетом межбюджетных отношений.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить,
ознакомившись с постановлением президиума ЦК профсоюза от 20.06.2003
№ 15 «Об изменении порядка финансового обеспечения предоставления
льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам
образовательных учреждений» в № 24 «ОвД» за 2003 г.,
с. 24—28.
— Что делается профсоюзом для того, чтобы учитель не
через суд получал право на досрочную трудовую пенсию (за выслугу
лет), добиваясь включения в страховой стаж периодов ухода за
детьми?
— Действительно, в последнее время педагогическим
работникам отказывают в досрочном назначении трудовой пенсии
из-за того, что при исчислении стажа, дающего право на такую
пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, исключают
периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до
1,5 лет (предоставленного до 6 октября 1992 г.). В связи с такими
отказами в назначении досрочной пенсии и прекращением выплаты
уже назначенной пенсии педагогические работники вынуждены обращаться
в суд.
Судами уже рассмотрено значительное количество жалоб педагогических
работников на решения пенсионных органов об отказе включить
в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу
за ребенком. По таким делам уже имеются вступившие в законную
силу судебные решения в интересах работников.
Специалистами ЦК профсоюза подготовлен информационный сборник
№ 20 для использования в практической деятельности по защите
пенсионных прав педагогических работников, включающий предложения
профсоюза по совершенствованию порядка пенсионного обеспечения
и судебные решения судов Российской Федерации по жалобам педагогических
работников на отказы в досрочном назначении трудовой пенсии
в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
В него включены также аналитические материалы по проблемам и
перспективам досрочного назначения трудовой пенсии в связи с
педагогической деятельностью в учреждениях для детей и комментарии
к складывающейся судебной практике по данному вопросу. Практически
все эти материалы за последнее время опубликованы на страницах
«ОвД», а в электронном виде сборник размещен на информационном
сайте профсоюза по адресу: www.ed-union.ru. Информируем также о том, что наши предложения по поручению заместителя председателя Правительства РФ (от 23.04.2002 № АГ-П-12-4679) рассматриваются Минтрудом России, Пенсионным фондом РФ с участием
заинтересованных сторон.