на главную страницу

Вы спрашивали о правах и льготах педагогических работников

На ваши вопросы о заработной плате и условиях труда, о пенсиях и льготах для педагогов отвечает председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Г. И. МЕРКУЛОВА.

Как решается вопрос с выходом на пенсию по выслуге лет и зачислением педагогического стажа учителям, работающим в негосударственных образовательных учреждениях?
— Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, отказывают педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, ссылаясь на норму подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающую, что трудовая пенсия по старости, независимо от возраста, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
  Вместе с тем Пятигорская городская организация нашего профсоюза, представляя интересы члена профсоюза, обратилась в Конституционный суд РФ с требованием признать несоответствующей ст. 15, ч. 2 ст. 19, ст. 39 и 55 Конституции РФ норму подп. 10 п. 1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона в части ограничения права на реализацию досрочного пенсионного обеспечения лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями.

Управлением конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты секретариата Конституционного суда РФ до сведения заявителя доведена информация о том, что Конституционный суд РФ по аналогичному вопросу 06.12.2001. принял определение по запросу законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности п. 2 и 3 постановления Правительства РФ от 22.09.99. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в котором определил, что положения оспариваемых норм не могут применяться иначе, как в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении (опубликовано в № 12 «ОвД» за 2002 г.. с. 70—76)
   Указано также, что в соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в т.ч. независимо от рода и места деятельности. Это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того. в чьей собственности они находятся.
   В соответствии со ст. 6 и 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» решения Конституционного суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений. организаций, должностных лиц. граждан и их объединений, в связи с чем за защитой своего права на пенсию следует обращаться в суд общей юрисдикции. Как показывает судебная практика, решения по таким делам суды принимают в пользу работников.
   По имеющимся у нас сведениям, в настоящее время Минтруду России поручена подготовка проекта постановления Правительства РФ о зачете времени работы в негосударственных образовательных учреждениях за период до 1 января 2002 г. и законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

См. об этом также письмо ЦК отраслевого профсоюза от 23.05.2002 № 48 "0 судебной практике по вопросу пеисиомиого обеспечения в связи с педагогической деятельностью, осуществляемой в негосударственных учреждениях для детей». — ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2002. № 16. С. 76—80. — Ред.

— У нас в гимназии есть классы наполняемостью менее 25 человек, которые не делятся на группы на уроках информатики и информационных технологий. Работать с таким количеством учеников на 10 рабочих местах очень трудно. Возможно ли все-таки деление класса на группы и кто уполномочен решить этот вопрос?
— В соответствии с нормами, предусмотренными как Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196). так и Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, содержащимися в Санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН 2.4.2.1178-02), утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г. и введенных в действие с 1 сентября 2003 г., наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием (п. 5 ст. 31 Закона РФ «Об образовании»). К компетенции государственных органов управления образованием субъектов РФ увеличение наполняемости классов также не относится.

Действительно ли последнее повышение заработной платы работников образования на 33% с 1 октября 2003 г. должно происходить во всех регионах или каждый регион сам решает, с какого времени и насколько повысить зарплату?
— В соответствии с действующим законодательством и на основании постановления президиума Верховного суда РФ от 06.06.2001 по делу № 99пв-2000пр (опубликовано в № 19 «ОвД» за 2001 г., с. 58—61), принятого по инициативе нашего профсоюза и при его непосредственном участии, федеральные акты по этому вопросу являются обязательными для исполнения всеми региональными и местными органами власти, поэтому размер повышения тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы и сроки введения этого повышения являются едиными на всей территории РФ.

Недавно получена информация, что планируется значительное сокращение средств на оплату льготных коммунальных услуг работникам образования. Просим прокомментировать эту ситуацию. Весь текущий год фондом социального страхования не выделяются средства на санаторно-курортное лечение педагогам. Будет ли положительным решение этого вопроса, в какое время?
В каком случае отменяется льгота на коммунальные услуги для учителей, проживающих в рабочих поселках Красноярского края?
— По какой причине с января текущего года не производятся выплаты по коммунальным льготам педагогам, работающим в сельской местности Ставропольского края?

— Федеральное жилищное законодательство в части предоставления права всем учителям общеобразовательных учреждений (как городских, так и сельских) в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий на первоочередное предоставление жилых помещений и права на бесплатное жилье с отоплением и освещением сохраняется, как и льготы, установленные работникам социальной сферы Законом РСФСР от 21.12.2001 «О социальном развитии села». Однако финансовое и иное обеспечение практической реализации этих положений федерального законодательства ложится на региональные и местные власти и их бюджеты, возможности которых зачастую являются ограниченными.
В рамках осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающей в качестве одного из направлений изменение подходов к оплате жилья и коммунальных услуг, принят Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"».
   Статьей 2 Закона определяется, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
   Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ. пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
  Таким образом, Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ не отменяет норму Закона РФ «Об образовании», устанавливающую право на указанные льготы, а предусматривает иной финансовый механизм его обеспечения в рамках существующей системы межбюджетных отношений. в соответствии с которым субъекты РФ должны будут устанавливать своими законодательными актами размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление этих льгот с учетом межбюджетных отношений.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить, ознакомившись с постановлением президиума ЦК профсоюза от 20.06.2003 № 15 «Об изменении порядка финансового обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений» в № 24 «ОвД» за 2003 г.,
с. 24—28.

Что делается профсоюзом для того, чтобы учитель не через суд получал право на досрочную трудовую пенсию (за выслугу лет), добиваясь включения в страховой стаж периодов ухода за детьми?
— Действительно, в последнее время педагогическим работникам отказывают в досрочном назначении трудовой пенсии из-за того, что при исчислении стажа, дающего право на такую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, исключают периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (предоставленного до 6 октября 1992 г.). В связи с такими отказами в назначении досрочной пенсии и прекращением выплаты уже назначенной пенсии педагогические работники вынуждены обращаться в суд.
Судами уже рассмотрено значительное количество жалоб педагогических работников на решения пенсионных органов об отказе включить в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. По таким делам уже имеются вступившие в законную силу судебные решения в интересах работников.
Специалистами ЦК профсоюза подготовлен информационный сборник № 20 для использования в практической деятельности по защите пенсионных прав педагогических работников, включающий предложения профсоюза по совершенствованию порядка пенсионного обеспечения и судебные решения судов Российской Федерации по жалобам педагогических работников на отказы в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В него включены также аналитические материалы по проблемам и перспективам досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и комментарии к складывающейся судебной практике по данному вопросу. Практически все эти материалы за последнее время опубликованы на страницах «ОвД», а в электронном виде сборник размещен на информационном сайте профсоюза по адресу: www.ed-union.ru. Информируем также о том, что наши предложения по поручению заместителя председателя Правительства РФ (от 23.04.2002 № АГ-П-12-4679) рассматриваются Минтрудом России, Пенсионным фондом РФ с участием заинтересованных сторон.

 
Hosted by uCoz