Под учебной (педагогической) нагрузкой работника школы понимается общее количество часов оплачиваемой педагогической (преподавательской) работы в неделю (в день, в год), которая выполняется работником по занимаемой должности (включая совместительство) или в порядке деятельности, не являющейся совместительством.
В соответствии со ст. 55 Закона РФ "Об образовании" учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения оговаривается в трудовом договоре. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программ, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении (ч. 1 п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении). На практике в большинстве случаев объем педагогической работы (нагрузки) при заключении трудового договора зачастую не оговаривается, а сам характер работы определяется лишь в общем виде (обычно наименованием должности, на которую принимается работник). В этом случае считается, что трудовой договор заключен исходя из количества педагогической работы, соответствующего одной ставке по занимаемой должности.
Поскольку практически невозможно постоянно выдерживать на одном уровне объем учебной нагрузки учителя, ежегодно в школе происходит уточнение учебной (педагогической) нагрузки учителей (других педагогов) на новый учебный год. Этот иногда болезненный процесс должен протекать по определенным правилам:
1. Любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) педагогической нагрузки, а также изменение ее характера по сравнению с первоначально заключенным трудовым договором возможно только по взаимному согласию сторон (исключение составляют лишь случаи перевода, предусмотренные ст. 74 ТК РФ)
2. Установление педагогической нагрузки
на новый учебный год производится директором школы (или другим
органом согласно уставу школы) при участии соответствующей
первичной профсоюзной организации в лице ее выборного органа
до ухода работников в отпуск с тем, чтобы работники знали,
в каких классах (группах) и с какой учебной нагрузкой они
будут работать в новом учебном году. Участие профкома в распределении
учебной нагрузки может принимать различные формы(например,
непосредственное участие профкома в составлении тарификационного
списка; обсуждение на профкоме предложенного директором проекта
тарификационного списка и т.п.) Однако во всех случаях целесообразно,
чтобы свое мнение по данному вопросу профком как коллегиальный
орган выразил в виде решения, принятого на специальном заседании.
3. У учителей, по возможности, должны
сохраняться преемственность классов и объем учебной нагрузки.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки
не может быть уменьшен (увеличен) по инициативе администрации
на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения
(увеличения) количества часов по учебным планам и программам,
сокращения количества классов (ч. 4,3 и 2 п.66 Типового положения).
Эти случаи представляют собой те самые изменения в организации
производства, при которых допускается изменение существенных
условий труда при продолжении работы педагога по той же специальности,
квалификации или должности. Об изменении существенных условий
труда работник должен быть поставлен в известность не позднее
чем за два месяца. Если прежние существенные условия труда
объективно не могут быть сохранены. А работник не согласен
на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор
прекращается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.
Если уменьшение учебной нагрузки вызвано значительным уменьшением
числа классов-комплектов в школе, администрации школы необходимо
провести сокращение численности или штата педагогических
работников в соответствии с п.2 ст.81 ТК РФ.
Те же действия администрация вынуждена предпринять, если
педагогам, занимающим одноименную должность, нельзя обеспечить
нагрузку в объеме нормы часов за ставку, а работать с нагрузкой
меньше этой нормы педагог (педагоги) отказываются.
4. Педагоги-женщины, находящиеся в отпуске в связи с рождением
ребенка, тарифицируются в обычном порядке независимо от того, приступят ли
они к работе в течении учебного года. На период отпуска, их учебная нагрузка
передается другим работникам.
Трудовые споры педагогов с администрацией по вопросам установления
учебной нагрузки рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, а также судом.